Фото: vedomosti102.ru
На картине мы видим портрет девочки, которая вырастет, встретит свою любовь и многим пожертвует ради супруга. Ее ждала непростая судьба. Елена Дервиз как жена известного ученого-этнографа Михаила Маркелова, репрессированного в середине 30-год в прошлого столетия, отправится в ссылку за мужем в Томск и будет с ним до самого его расстрела… А эта картина – как кадр из счастливой прошлой жизни.
Коровин, Серов, Саврасов, Поленов, Левитан, Шишкин, Айвазовский, Поленов, Грабарь, Юон… Всего около полутора десятка знаменитых имен, которые неотделимы от понятия «русская живопись» и в чьих картинах отразилась жизнь того периода, полная и светлых надежд, и трагизма. Шедевры мастеров можно увидеть в Художественном музее имени Нестерова. Выставка «От академизма к импрессионизму. Пейзаж и портрет второй половины XIX – начала XX века» вызвала фурор в башкирской столице. Экспозиция приурочена к 450-летию Уфы, и ее инициатором выступил глава Башкортостана.
…Выходной день. В кассу Художественного музея выстроилась большая очередь - практически она начинается с музейного крыльца. «Такого у нас еще не было!» – констатируют сотрудники музея.
Действительно, в эти дни сюда приезжают со всех концов Уфы и из других городов и районов республики. Событие уникальное – появилась чудесная возможность посмотреть шедевры Третьяковки.
49 картин русских художников и многие работы в удивительной красоте рамах, которые по сути тоже произведения искусства. Идея выставки - показать зрителям, как менялось русское искусство на пути от академизма к импрессионизму на примере классических пейзажей и портретов. Выставка дополнялась лекцией экскурсоводов и за это отдельное спасибо, ибо это настоящее погружение в художественный мир.
Имена русских живописцев, импрессионистов, модернистов, пейзажистов, безусловно, известны, а вот многие их работы стали открытием для массового зрителя. У Шишкина, которого мы знаем как великолепного пейзажиста, есть не часто представляемая картина «Стадо под деревьями», весьма живописная, поэтичная. Картины русских импрессионистов хочется рассматривать долго и детально – цветные тени, рябь воды, солнечные зайчики на стволах берез, движение ветра в траве. Конечно, в наше время все можно увидеть в интернете, но приятно осознавать, что видишь воочию шедевры и открываешь для себя нечто истинное, не измененное, как это видел и передал нам художник. Расскажу, что впечатлило…
Борисов-Мусатов «Майские цветы» - девочки-подростки на зеленой лужайке возле дома в лучах солнца, сами как весенние бутончики. Дата – 1870-1905. С высоты истории мы знаем, что ждет людей этого поколения… И это добавляет картине то, чего может и не хотел сказать художник. Здесь для него лишь радость весеннего дня, бодрость и счастье. Она наполнена светом и прозрачным пьянящим воздухом. Еще миг – и все изменится: полетит мяч, девочки сорвутся с места, и только цветущие яблони останутся стоять под яркими лучами полуденного солнца. Рядом такие же чудесные картины - Коровина «Сирень», портрет Лели Дервиз Валентина Серова, «Портрет жены» Нестерова… Возле некоторых работ стоишь долго и читаешь картину, как роман. К примеру, «Девушка у изгороди» Николая Касаткина – сколько в ней гордой русской красоты. Чем не шолоховская Аксинья? Художника называли Некрасовым русской живописи – он практически последний представитель из плеяды передвижников и картина стала зеркальным отражением жизни и чаяния простых людей. А как уютен «Московский дворик» Василия Поленова! Как веет прохладой под сенью шишкинской дубравы и как тревожно на борту корабля, застывшего над прозрачной водяной бездной Айвазовского…Северный модерн! Живописные работы Мищерин, Жуковского – это музыка чувств и эмоций. Их коронная тема уходящей дворянской жизни: заброшенные усадьбы, частокол русского леса, березовые рощи, золотая вязь осени, букеты ромашек и васильков на опустевших террасах…И за этим стоит особая ностальгия и грусть. А еще истории, как художники следили за творчеством друг друга и никакие расстояния и страны не стояли перед ними, чтобы приехать посмотреть очередную работу. За каждой картиной своя история, и сама выставка стала летописью жизни творцов того времени - надежды, радости, трагедии, перелом судьбы. Линия жизни удивительно талантливых людей, которые донесли до нас, их потомков, свет своей души…
Хочется завершить экскурс словами доктора искусствоведения, куратора выставки, заведующей отделом живописи второй половины XIX — начала ХХ века Третьяковской галереи Татьяны Юденковой:
- Почему мы остановились именно на этой концепции? Мы решили, что сейчас такое время, что нужно представить что-то светлое, радостное, приятное для глаз, услаждающее душу и сердце. Таким жанром является, конечно же, пейзаж и портрет. Выставка интересная, потому что здесь представлен большой пласт истории искусства во всех стилевых поворотах и разнообразиях за определенный временной период. Получился просветительско-образовательный проект.
Добавим к сказанному, что это прекрасный подарок уфимцам.
Лилия ЗИМИНА.
Источник: Уфимские Ведомости
05.12.2024 12:01