Эта экспозиция появилась в фонде музея в результате проходившего летом в Бурзянском районе творческого экспериментального всероссийского симпозиума, который объединил известных российских художников-эмальеров.
Как прокомментировал директор Историко-культурного музея-заповедника «Пещера Шульган-Таш» Фавзил Маликов, заполучить такие работы в фонд музея нелегко.
— Это музейного уровня выставка. Организовать и пригласить самых лучших авторов на симпозиум помог заслуженный художник республики Салават Гилязетдинов. Со своей стороны смогли обеспечить творческую команду качественным материалом, ведь эмаль на рынке не купишь. Российские заводы пошли нам на встречу, помогли у них приобрести товар. Второе составляющее для качественной работы — хорошая печь. Благодарим руководство республики за мощную лабораторию, созданную в нашем музее. С первых дней открытия музейного комплекса у наших специалистов есть возможность вести научную деятельность. С помощью обжига в этой печи были выявлены 16 видов охры из местных залежей. Хотя древние художники, оставившие нам шедевры палеолитической живописи в пещере Шульган-Таш, получали охряную краску более 30 оттенков. Эта печь и стала главной причиной того, что такой специфичный симпозиум проходил в нашей республике.
Выставка состоит из 25 работ, 24 из которых были созданы во время симпозиума. Коллекция, по мнению куратора выставки Салавата Гилязетдинова, для республики ценна еще тем, что в работах мастеров отображены башкирская природа, народные предания и сама пещера Шульган-Таш. Названия говорят сами за себя: «Шульген», «Башкирские сказы», «Петроглифы», «Акбузат», «Тирмен тау», «Ак кая» («Белая скала»), «Башкирочка», «Кук куль» («Голубое озеро»), «Семь девушек» и другие. Одну картину подарил музею «Шульган-Таш» известный под псевдонимом Праски Витти чувашский живописец-монументалист, народный художник Чувашской Республики Виталий Петров. По словам Салавата Гилязетдинова, блюдце, подаренное когда-то ему Виталием Петровичем, он хранил как ценную реликвию. Но сейчас, когда в стенах музея «Шульган-Таш» создается Центр башкирской эмали, они договорились, что его работа составит основу коллекции центра.
Выставка работ из горячей эмали будет доступна для посетителей музея «Шульган-Таш» до февраля следующего года. А в марте уникальная коллекция поедет в столицу республики. Передвижную выставку ждут в нескольких культурных центрах Уфы.
Фото: ВК музейного комплекса «Шульган-Таш».
Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА