Фото: vedomosti102.ru
- Как раз сейчас жду ответа по двум пробам – утвердят на роли или нет, - сказал Максим, едва взяв трубку.
- А как ты попал в кино?
- После окончания бакалавриата пробовал поступить в Москве, в магистратуру РГГУ на культурологию, но не вышло. Тогда вернулся в Уфу и год отучился, вновь на историка, однако потом забрал документы и на удачу подал их в Институт философии СПбГУ. Так переехал в Питер.
У меня нет актерского образования, в кинематографе оказался случайно. Однажды со мной связалась девушка по имени Полина, которая училась на режиссера и готовилась защищать курсовую. Она нашла меня то ли в каком-то чате, то ли в приложении для знакомств, точно уже не вспомню. Пригласила в свой короткий метр, сказала, что у меня хороший типаж. Я ответил согласием, решил, что такими возможностями не разбрасываются.
Было два или три съемочных дня, мне досталась роль лютого гопника. Потом команда фильма «слетела», его переснимали, но это не помогло. Картина в итоге так и не вышла.
Вскоре Полина познакомила меня со своими друзьями из Школы нового кино. Сначала снялся у Маши Чукальской для тизера ее будущей работы, а потом встретился и с режиссером «Вестей из Непала» Мишей Балабиным.
А так стараюсь поступательно двигаться по миру творчества с Ромой Михайловым и Стасом Ивановым. Сейчас добавились еще в частности ученики Александра Сокурова со второго потока его мастерской. С кем-то просто знаком или общаюсь, как с Серегой Кальварским, Демидом Романовым, Муслимом Могушковым, с кем-то даже дружу, как с Никитой Добрыниным.
- Получается, уже полноправно вошел в питерскую кинотусовку?
- Ну, это громко сказано. Скорее, стою у порога.
- Но ведь тебя теперь узнают в этой среде. Как говорится, «примелькался» у режиссеров.
- Да, но тут еще большой плюс в том, что я снялся уже в четырех проектах Ромы Михайлова. Мы с ним вообще случайно познакомились на концерте «Банды четырех» в клубе «Ласточка». Он, как сейчас говорят, вошел не в ту дверь. Дело в том, что там два зала – большой и малый, которые находятся рядом, и их легко перепутать. Вот Роман и потерялся. Я подошел, ведь уже знал, как он выглядит, поскольку раньше смотрел его видеолекции, читал роман «Равинагар». Сориентировал, по ходу дела признался, что мне нравится то, как он излагает мысли на бумаге. Он поначалу испугался, но, выслушав мой минутный монолог, спросил, не хочу ли я сняться в его фильме. Я ответил: «Да, конечно», рассказал про опыт съемок у ребят из ШНК. Обменялись номерами, он вбил мое имя в свой кнопочный телефон (смартфонами не пользуется принципиально).
Так и начали сотрудничать. Сначала был «Отпуск в октябре», затем - «Наследие». Первый снимался в Петрозаводске, второй (мне дали один съемочный день) в легендарном петербургском баре «Грибоедов». Еще один фильм «Поедем с тобой в Макао» мы снимали в психиатрической больнице. Также в этом году играл в сериале по книге Михайлова, который готовится к выходу на одном из стриминговых сервисов. Там у меня довольно значимая роль. Интересно посмотреть, что у нас в итоге получилось.
К слову, на презентации «Макао» я пообщался с известным рэпером Славой КПСС. Как оказалось, очень скромный человек, при выключенной камере весь «антихайп» сразу спадает. Продюсер Юлия Витязева долго уговаривала его выйти на сцену с другими актерами, но он стеснялся.
Кстати, на площадке у Ромы я познакомился с актером Алексеем Фроловым (сам себя он называет Фрол Фролов), который, как оказалось, родом из Башкирии, мы с ним крепко сдружились. Уже давно переехал в Санкт-Петербург, но все равно с теплотой вспоминает родной край. Он свел меня с режиссером Стасом Ивановым, в августе я работал в его проекте «Геля».
Вообще те картины, в которых я пока снимаюсь, можно назвать авторским кино. Но мне было бы интересно попробовать себя и в популярном.
- Как я понимаю, скоро ожидается пополнение в твоей фильмографии …
- Да, я снялся уже в девяти или десяти фильмах, просто не все еще выпущено. Что-то готовится к релизу или монтируется.
- Анализируешь ли свои работы, может, проводишь работу над ошибками? Не чувствуешь ли порой, глядя на экран, то, что в интернет-среде называют кринжем (чувство стыда за свои или чужие действия – примечание)?
- Иногда возникают моменты, когда я смотрю и думаю: «Нет, надо было сделать по-другому». Но вот стыда точно не испытываю.
Когда идешь на съемочную площадку, то более или менее понимаешь правила игры. И если тебе сразу неловко, то тогда вообще не стоит там появляться.
Я же не профессионал. Применительно ко мне целесообразнее использовать понятие, которое в свое время вывела советская школа киноискусства – «типаж». Вот я как раз являюсь типажным актером, продолжающим эту старую традицию. И режиссер, который зовет меня в свой фильм, нанизывает на мой типаж тот или иной образ, будь то тренера, деревенского хулигана или пацана с городских окраин.
- Что чувствовал, когда впервые попал на площадку? Было ли тяжело?
- Не сказал бы. Вообще есть только одна сложность, один только враг, который способен помешать – это внутренняя тревожность. Поборов ее, избавишься и от страха перед камерой. Я всегда старался быть естественным. Возможно, вначале испытывал определенные трудности, но сейчас, наоборот, хочу сниматься как можно чаще. Это самое интересное занятие, которое у меня когда-либо было в жизни.
Конечно, иногда возникает боязнь ошибиться, но если умеешь разговаривать с режиссером, то он обязательно подскажет, направит в нужное русло.
- Но ведь одно дело, когда ты мечтаешь о чем-то, и совсем другое, когда сталкиваешься с этим в реальной жизни?
- Если тебе что-то интересно, нужно идти и пробовать. Просто очень люблю кино и много его смотрю. У меня уже накопилось порядка двух тысяч просмотренных картин на том же «Кинопоиске». Кроме того, нет-нет да произношу вступительные слова в киноклубах, рассказываю о том или ином режиссере. То есть кинематограф интересен мне во всем его многообразии.
- Расскажи подробнее историю с киноклубами.
- Она началась еще во времена магистратуры, когда я присоединился к ребятам, устраивающим показ фильмов в нашем общежитии в Петергофе. Нужно было как-то скрашивать досуг. В начале читалась лекция о создателе картины, ее жанре, потом мы уже переходили к просмотру, после сеанса – обсуждали увиденное. В течение двух лет после окончания университета еще туда ездил, но потом нашел похожее в самом городе.
- Как правильно описать твою деятельность? Можно ли уже называть актером?
- Два с половиной года я работал в музее, а сейчас нахожусь в поисках работы. Пожалуй, уже можно сказать, что я актер. Хочу связать с этой профессией свои ближайшие планы. Уверен - это увлечение, которое рано или поздно превратится в работу. Тем более, я уже получаю за свои роли гонорары. Как говорится, целенаправленно бью в одну точку, чтобы в итоге достичь желаемого результата.
- К слову, какие деньги получаешь, если не секрет?
- О таком не принято говорить, но довольно приличные суммы, особенно для начала карьеры.
Но и труд при этом не из легких, один съемочный день длится двенадцать часов, случаются и ночные смены.
А самое трудное – ждать, когда тебя утвердят (или не утвердят) на роль. Предложения есть, хоть их и мало. Цепляюсь за любую возможность, снимаю пробы, отправляю их на оценку.
Мой распорядок дня выглядит так: днем ищу работу, по вечерам хожу в кинотеатры и клубы. У меня сформировалось свое сообщество друзей, стараюсь не выходить из этого пространства.
- Давай перейдем к актуальному – а именно к «Вестям из Непала». Какие впечатления у тебя оставили съемки?
- Я познакомился со многими людьми. Локация была довольно интересная – сцену с моим участием снимали один день на винном заводе в Выборге, в огромной бочке, куда пролезло сразу несколько человек через довольно узкое отверстие. Это весьма необычный опыт.
- В оригинальном произведении описывается рабочая рутина позднесоветского троллейбусного депо, а у вас вдруг возникает винзавод…
- Это все-таки не буквальная экранизация, поэтому правильнее говорить о том, что фильм снят по мотивам рассказа.
Пелевин как автор мне не близок, с его творчеством ведь почти не знаком. Я редко читаю художественную литературу, в основном – нон-фикшн и книги по киноведению. Но если для съемок необходимо ознакомиться с каким-либо произведением, то, конечно, я в него погружаюсь.
- «Вести из Непала» впечатлили?
- Я считаю, что это произведение как раз в духе своего времени (начало девяностых годов – примечание). Мне кажется, что Пелевин всегда работал на ту аудиторию, которая могла понять его. То есть на тех, кто в своей жизни столкнулся с сюрреализмом. Такое было как в литературе, так и в кино: взять хотя бы фильмы Карена Шахназарова, странные рассказы Ильи Масодова. Но все это не для меня. Не понимаю сюрреализм как способ описания мира, мне ближе реальность.
- Кто из актеров или режиссеров вдохновляет?
- Для меня парадоксальна фигура Джона Кассаветиса. Это человек, который долгое время снимался в поточном кино, зарабатывая деньги на съемки собственных картин. В результате появились «Тени», «Лица», «Мужья», «Женщина под влиянием» - фильмы, которые идут вразрез с классической актерской школой Ли Страсберга. Кассаветис пошел против американского Станиславского и создал свою школу актерского мастерства, где не бывает плохих актеров и ролей.
Также я подробно изучаю творчество Хамфри Богарта. Все тридцатые годы он снимался на вторых-третьих ролях. Но наступили сороковые – и он тут же стал лицом американского кинематографа. В последние пятнадцать лет своей жизни был, пожалуй, главным актером Голливуда.
А из российских выделю Александра Баширова и Алексея Полуяна. Это люди, которые всегда шли своей дорогой. Играли плюс-минус один типаж, но у них всегда получалось необычно. Чтобы ты ни делал, у тебя вряд ли получится повторить игру Полуяна из «Чекиста» Рогожкина или «Груза 200» Балабанова. А Баширов неподражаем во всех фильмах.
- Ты надеешься, что однажды у тебя, как и у Богарта, наступит «твое время»?
- Делаю для этого все возможное. Не знаю, как в итоге получится, но я иду этим путем.
Считаю, что «человек с улицы» способен стать актером, но только типажным. Потому что есть профессионалы, которые умеют многое, используют разные техники – например, Женя Ткачук, с которым мы вместе играли. У меня же диапазон пока, но я стараюсь развиваться.
Антон СУХАРЕВ
Источник: Уфимские Ведомости
05.12.2024 12:01