Удивительный инструмент – кубыз. Древний и простой, но есть в его звучании что-то завораживающее, мистическое. Этот вибрирующий, пронзительный звук словно прорезается к нам из глубины столетий, заставляя задуматься о своих корнях, своей культуре. О вечном… Если же инструмент берет в руки такой большой мастер, такой музыкант с буквально клокочущим талантом, как народный артист Башкортостана, заслуженный работник культуры республики, лауреат Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича, победитель Всемирного конкурса варганной музыки, обладатель уникального звания «Виртуоз-кубызист мира» Миндигафур Зайнетдинов, то зритель испытывает подлинное потрясение. Кубыз Зайнетдинова и поет, и переливается всеми красками – и рассказывает.
А о чем же он рассказывает?
Конечно, в первую очередь о том, как наш герой любит родной край, свой народ, музыку, которая его, одиннадцатого ребенка в семье, окружала с самого детства. Впервые кубыз и мандолину Миндигафур увидел в маминых руках, папа же играл на гармошке. Вскоре будущий виртуоз и сам освоил музыкальный инструмент – но это был баян. Кубызом же увлекся лишь в годы учебы в Башкирском государственном университете, где стал участником фольклорно-инструментального ансамбля «Янгузель» и с удовольствием выступал на всех концертах.
Кубыз… Без сомнения, это самый древний музыкальный инструмент, сравниться по возрасту с которым может разве что курай. С помощью металлического или деревянного вибрирующего язычка люди извлекали звуки, пожалуй, во всех странах мира на всех континентах. Каждый народ называет инструмент по-своему, во многих странах общепринят термин «варган». Кубыз, как и курай, стал частью башкирской музыкальной культуры, а подлинные мастера не просто виртуозно владеют им, но и при игре параллельно добавляют горловое звукоизвлечение – так называемое узляу, создавая полифонию.
Миндигафур Зайнетдинов с самого начала отнесся к этому инструменту со всей серьезностью. Сыграть в веселой компании ту же старую добрую «Эпипу» – это, конечно, и весело, и эффектно. Но ведь если это музыкальный инструмент, то, значит, и репертуар исполнителя не должен ограничиваться только популярными мелодиями, ведь кубыз может и должен взволновать, заставить задуматься, наполнить душу человека гордостью за свой родной край, народ, его культуру. И молодой исполнитель сумел, без преувеличения, поднять искусство игры на кубызе на новую качественную высоту. Сегодня это не просто серьезные композиции, это синтез мелодий и удивительных звуков и голосов природы – мастер поразительно точно передает журчание ручья, крик журавлей, топот коней, звуки дождя… Когда-то в молодости я заслушивался мелодиями оркестра Пола Винтера, который исполнял так называемый экологический джаз, добавляя в композиции реальные звуки природы – щебет птиц, крик кита… То, что виртуозно исполняет Зайнетдинов, наверное, можно было бы назвать экологическим фолком. К тому же музыкант не обращается к записям звуков природы, а синтезирует их сам. Мой герой улыбается подобным журналистским изысканиям и признается, что он никогда не заморачивался, придумывая название проповедуемого им стиля. Он просто исполняет то, что переполняет душу, просто играет, как дышит. И это всегда имеет ошеломительный успех у зрителя.
А еще кубыз этого мастера поведает вам о том, что такая игра непременно должна получить самую высокую официальную оценку. И это произошло в 2011 году, когда музыкант принял участие во Всемирном конкурсе варганной музыки в Якутии, участниками которого стали около полутысячи (!) музыкантов из разных стран мира. Он был признан лучшим и удостоился звания «Виртуоз-кубызист мира». Можете, читатель, сами сделать вывод о весомости этого звания, я же лишь напомню, что присваивается оно самому достойному один раз в 20 лет и за все время существования конкурса лишь два кубызиста из нашей страны удостоились столь почетного титула.
…Конечно, в редакцию «Вечерки» Миндигафур Миндиахметович пришел не с пустыми руками. «У меня всегда в каждом кармане по кубызу», – смеется он. Наш гость достал лакированную деревянную коробку – и мы ахнули: внутри ровными рядами лежали 8 изумительно изготовленных кубызов – как раз по количеству нот плюс «до» второй октавы. «Я десять лет вынашивал идею создать коллекцию инструментов с разной тональностью звучания. Но все как-то руки не доходили. И вот сделал – теперь играть в сопровождении оркестра в любой тональности – одно удовольствие!» Я обратил внимание не только на вырезанный на каждом кубызе фигурный вензель «МЗ», но и на личный тотем музыканта, в котором буква «М» похожа на горы, а в сочетании с буквой «З» получается изображение трудолюбивой пчелы.
…Мое детство прошло за кулисами Башкирской государственной филармонии, где работали родители. И разных кубызов я, конечно, в свое время перевидал. Несколько инструментов всегда были востребованы у нас дома, пару кубызов я и сейчас бережно храню в своей квартире на почетном месте. Но для меня стало подлинным откровением такое разнообразие простого на первый взгляд инструмента. Миндигафур принес несколько совершенно непохожих друг на друга изделий. Вот щелчковый кубыз, а вот кубыз-расческа. Особенно меня впечатлил хайран, на котором надо играть… носом. И какой поразительно красивый, словно замешанный на степном ветре, звук он издает! Точь-в-точь как флейта Пана, но, на мой взгляд, еще богаче. «Да, именно поэтому я нередко на концертах исполняю «Одинокого пастуха». Но послушайте, как звучит «Шаймуратов-генерал» – и торжественно, и волнующе…»
Как-то много лет назад автору этих строк довелось стать членом жюри конкурса самодеятельной песни. Как все здорово пели! Озадаченный, как же распределять места, я обратился за советом к своему соседу по столику, известному уфимскому барду Сергею Крулю. Совет был прост: «А вот когда у тебя мурашки по спине побегут – значит, исполнитель достойный». Когда я слушаю Зайнетдинова, то без этих самых мурашек не обходится. Он играет сердцем, и его девиз: пусть всегда в душе сияет солнышко! Рассказывая об этом замечательном мультиинструменталисте, я не могу не отметить особо такие черты его характера, как искренность и открытость. Как известно, мы все относимся к виду «Человек разумный». Для Зайнетдинова я подобрал еще одно определение – «Человек лучистый». Пусть сочтут меня идеалистом, но я считаю, что только личность с такой горячей, пульсирующей душой способна достичь подлинных высот в искусстве.
Еще кубыз моего героя расскажет о том, что в коллекции музыканта хранятся инструменты с разных концов мира, а объездил он с гастролями немало стран – ему рукоплескали в Австрии, Азербайджане, Белоруссии, на Кипре, в Китае, Казахстане, Германии, Турции, Узбекистане, Норвегии, Франции… И инструментам, привезенным из этих стран, уже не хватает места – они теснятся в небольшом помещении по улице Пархоменко, где он дает уроки нескольким начинающим кубызистам. Его мечта – открыть большой «Дом кубыза», где можно было бы и опытом делиться, и концерты давать, и развернуть настоящий музей инструментов, здесь можно достойно встречать гостей республики и города. Я представил себе, как Миндигафур в башкирском национальном костюме встречает всех у порога и начинает звучать древний инструмент. Тут, дорогие мои, без мурашек не обойдетесь! Но «Дом кубыза» пока только в мечтах, однако я очень верю, что это сбудется.
Хороший, талантливый артист, дарящий свое искусство зрителю, – это уже замечательно и достойно всяческого восхищения. Но, наверное, я бы не питал такую глубокую симпатию к этому человеку, если бы не знал о его просветительской, подвижнической деятельности. «Я считаю, что это очень мало – ограничиваться только исполнительством, – говорит он, – я считаю, что обязан постоянно обучать игре других – и стариков, и молодых, ездить по всем весям нашей родной республики и прививать любовь к инструменту, а с ним – и к культуре родного народа». Что он и делает, уже много лет оставаясь верным своей миссии. При его непосредственном участии созданы ансамбли кубызистов и кураистов не только во многих уголках нашей республики, но и в других регионах России – например, Татарии, Ханты-Мансийском округе. По инициативе Зайнетдинова с 2007‑го в селе Большеустьикинское каждые два года проводится республиканский конкурс исполнителей. А почему бы этому творческому состязанию не присвоить имя Миндигафура Зайнетдинова? Или мы в своем отечестве привыкли увековечивать достойных только после их ухода?
По моей просьбе Миндигафур принес в редакцию альбом с фотографиями. Я был поражен, увидев снимок, где на сцене одновременно выступают… двести юных кубызистов! Двести! «Подобное после конкурсов и мастер-классов я организовывал не раз», – смеется он. Это же какое чувство единения, какой замечательный «жужжащий пчелиный рой» юных музыкантов! А вот фотографии, где на сценах разных районов республики одновременно выступают по сто детишек. Цифра не случайна: именно к столетию родной республики музыкант приурочил мастер-классы в семи районах Башкортостана, венцом каждого из которых стало выступление ста кубызистов. Щедро делиться знаниями, не отказывая в этом никому, – таково кредо нашего героя, что достойно всякого восхищения и вознаграждения.
Кстати, о вознаграждении. О Зайнетдинове написано немало, но поводом для этой публикации стало известие о том, что за композицию «Сал быуаттар ауазы» («Эхо седых веков») мультиинструменталист выдвинут на соискание Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева – 2024 в области литературы, искусства и архитектуры. Эта пятиминутная во многом импровизационная композиция, исполняемая на трех видах кубыза – металлическом, деревянном и хайране, включила в себя мелодии и композиции из репертуара музыканта последних тридцати лет. Здесь и «Уралым», и «Дала моны», и «Порт Артур», и «Зарифа»… Впрочем, это надо слышать. Я могу лишь сказать, что своей неустанной подвижнической деятельностью на благо родной республики и ее людей Миндигафур Зайнетдинов вышеназванную премию однозначно заслужил.
Выросший в многодетной семье, наш герой чтит семейные ценности и неслучайно был удостоен Гран-при конкурса «Лучший папа столицы – 2017». С супругой Гульгиной Сарваровной они воспитывают троих замечательных детей. Семейный ансамбль Зайнетдиновых «Республика» стал победителем Международного конкурса-фестиваля варганной музыки в Турции, на счету коллектива немало других ярких побед.
Кубыз… Незатейливый инструмент, но его единственный язычок способен творить подлинные чудеса в руках большого мастера…
Вячеслав ГОЛОВ.
Фото из семейного архива Зайнетдиновых.
Источник: Вечерняя Уфа
13.09.2024 07:53