Полосатый рейс Татьяны Макрушиной

Полосатый рейс Татьяны Макрушиной - http://www.istoki-rb.ru/
Фото: www.istoki-rb.ru
Галина ФАДЕЕВА
             

В начале сентября отметит свой юбилей Татьяна Макрушина  – народная артистка Республики Башкортостан, обладательница многочисленных наград и премий, человек щедрой души и редкого обаяния.

…Среди актерской братии есть такой тип служителей театра, которые не шуршат своими роскошными туалетами в поле зрения журналистов, не значатся примами в родном коллективе, они не утомлены вниманием режиссеров, но… умеют терпеливо дожидаться очереди на роль, а получив ее, кропотливо создают из многочисленных штрихов и едва уловимых нюансов образ, запоминающийся критиками и пользующийся любовью у зрителей. Татьяна Владимировна – из их числа.

Говорят, что имя, получаемое ребенком при рождении, уже в определенной мере влияет на его дальнейшую судьбу. Танюшу, родившуюся в Ишимбае, назвали в честь отважной Тани – этим именем назвалась при захвате ее в плен немецкими полицаями партизанка Зоя Космодемьянская, которой впоследствии было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родители и родственники Макрушиной были далеки от высокого профессионального искусства, но их творческие натуры (отец в свободное от работы время играл в духовом оркес­тре на тубе, любил читать, мама пела в хоре, активно занималась спортом, дедушка неплохо писал стихи, был рабкором) не могли не отразиться на девочке; естес­твенно, и у нее возник интерес к музыке и слову. Песни и поэзия рано вошли в жизнь Тани; дома, в детском саду, в школе девочка с энтузиазмом цитировала любимые строки, выступала в самодеятельности и категорично заявляла родителям, что будет артисткой. Как считает Татьяна Владимировна, решающую роль в выборе будущей профессии сыграл известный кинофильм «Полосатый рейс» с народной артисткой РСФСР Маргаритой Назаровой в главной роли. Девочке настолько полюбилось амплуа героини-дрессировщицы, что она всерьез решила работать с хищниками.

Детство Макрушиной, где, словно на кинопробах, чередовались спортивные секции, различные кружки, возня с кошками, собаками во дворе, участие в пионерско-комсомольской общественной жизни, книги и многое, многое другое, дало школьнице огромный опыт в познании окружающего мира, а впоследствии обогатило ее роли неожиданно точными интонациями, жестами, энергией души. Воспитанием девочки занимались не только родственники и брат, который был старше сестренки на два года, но и соседи, – жизнь в провинциальных городках более открыта, взаимоотношения между людьми доверительнее и душевнее. Маленькую ишимбайскую певицу Макрушину, звонко исполнявшую популярную в те годы песенку «Золушка», знали и любили многие. Уже в младших классах в баскетбольной команде, где играла Таня, именно ее – невысокую, худенькую – выбрали капитаном. Бесстрашие, граничащее с безрассудством, стяжало ей славу атаманши-заводилы, которой с удовольствием подчинялись даже самые драчливые мальчишки. Чем только не занималась отчаянная спортсменка! Плавание, фигурное катание, спортивная гимнастика, лыжные гонки, легкая атлетика… А играя гандбольным вратарем, Макрушина достигла таких высот мастерства, что уже шли разговоры о том, будто ее берут в команду Уфимского авиационного института. И здесь, казалось, при столь удачном вираже судьбы талантливая, разносторонняя спортсменка в очередной раз проявила характер: она отказалась от поступления в технический вуз и стала готовиться к экзаменам в Уфимский институт искусств.

Надо отдать должное родителям будущей артистки: они не стали препятствовать желанию дочери и всячески поддерживали ее. Татьяна легко стала студенткой, училась на курсе заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан Павла Мельниченко, а в 1983 году, сразу после окончания института, поступила в труппу нашего Республиканского Русского драматического театра.

Амплуа характерной актрисы прочно закрепилось за Макрушиной, хотя ей вполне по силам сыграть, как в известной телепередаче, одной за всех. И все же у Татьяны Владимировны очень мало главных ролей, а если учесть ее почти тридцатилетний трудовой стаж, то можно с уверенностью сказать, что занята талантливая артистка явно недостаточно.

Любопытно отметить: у Макрушиной кроме дара почти химически растворяться в роли, безукоризненного владения голосом, отточенности жеста, умения виртуозно «натягивать нить» диалога, грамотно при этом расставляя акценты, есть еще одно очень редкое качество – посыл внутренней энергии. Если в первой полученной роли Фьореллы в спектакле «Моя профессия – синьор из общес­тва» (пьеса Скарначчи и Тарабузи) все эти качества артистки проявились робко, то впоследствии созданные ею образы «зазвучали» и стали жить, имея внешность и темперамент, рожденные Татьяной Владимировной. И самое удивительное, что актрисы-сменщицы, исполняющие те же роли по очереди, тоже начинают двигаться, жестикулировать и говорить с какими-то знакомыми интонациями, с тем же взглядом, с легким поворотом головы или нервной гримасой на лице. И дело здесь не в плагиате, а в точной, идеальной трактовке образа, созданного Макрушиной. Так, просто невозможно представить комсорга Искру Полякову («Завтра была война» по пьесе Б. Васильева) в исполнении другой артистки! В этом образе Татьяна вновь вернулась к годам своей юности, к урокам пения, к тем наивным, но чистым идеалам, с которыми жили вчерашние фронтовики и молодое поколение, твердо верившее в светлое будущее своей страны.

И сколько было сыграно всяких ролей – трагических, наивных, смешных, глубоких, эпизодических, масштабных… Ольга («Пять романсов в старом доме» В. Арро), Блондинка («Ах, Невский!» по повестям Гоголя), Клеопатра Максимовна («Самоубийца» Н. Эрдмана), Марианна («Тартюф» Мольера), Маша («Касатка» А. Толстого), Олимпиада Самсоновна («Свои люди – сочтемся» А. Островского), Аркадина («Чайка» А. Чехова), Елизавета Английская («Ваша сестра и пленница» Л. Разумовской)…

Профессия актера всегда накладывает яркий отпечаток на характер человека. Проникая в душу своего персонажа, лицедей не только надевает маску, он меняется сам, и пока идет эта работа по «подгонке кожи и нервов», артист невольно «подстраивается» под новые формы, интеллект, привычки, манеру носить костюм, платье. Татьяна Владимировна не разделяет свою жизнь на профессионально-артистическую и семейную, домашне-бытовую. Ее дорога жизни имеет достаточно ровное покрытие, но рейс (если так можно выразиться!) проходит в различных климатических поясах, при самых сложных погодных условиях, да и попутчики иногда попадаются с весьма непростыми характерами.

Макрушина гордится своим надежным тылом, который обеспечивают муж Рустем Набиев и сын Динислам. Жена-артистка не ставит себя в особые, привилегированные условия, дома она прежде всего хранительница семейного очага, мать и только потом репетирующая роль женщина, которая что-то нашептывает, шинкуя морковку, лук для супа, аккуратно нарезая хлеб, сервируя к обеду стол или занимаясь хозяйственными делами. Это маленькая «фишка» Макрушиной – после совершенно рутинной домашней работы вбежать в проходную театра и где-то на втором лестничном пролете начать «подстраивать лицо» под роль, бодро простучать каблучками или, наоборот, вдруг накинуть в своей походке килограммов двадцать. И вот уже в гримерную входит (влетает, впархивает, вплывает) какая-то незнакомка, лишь отдаленно напоминающая всем хорошо знакомую Татьяну Владимировну. Процесс перевоплощения проходит безболезненно, очень быстро и как-то особенно, по-макрушински, прочно. И вот уже неловко обратиться, например, к Елизавете Английской, пусть еще и не загримированной, с мирским вопросом о наличии таблетки анальгина или появиться, хоть на минутку, перед Ее Величеством в джинсах и в футболке…

Мало кто догадывается, что театральный артист должен обладать хорошей физической подготовкой. Вот где вспомнились и пригодились Макрушиной серьезные тренировки! И все-таки травмы, полученные на репетициях и в процессе спектаклей, можно сравнить с настоящими спортивными травмами. Были у Татьяны Владимировны вывихи и растяжения, ушибы и переломы. Случалось играть на сцене в специальном медицинском корсете, с обезболивающими уколами, с замаскированным одеждой гипсом, с фиксирующими повязками. Жизнь есть жизнь! Но в театре она всегда более динамичная, более насыщенная страстями, событиями… И если благора­зумная Макрушина наотрез отказывается прыгать в глубокую яму на прогоне спектакля, то на премьере бросается не задумываясь! Не зря эта миниатюрная, но мужественная женщина любит повторять: «Театр – это праздник со слезами на глазах». А чтобы слез было меньше, артистка регулярно посещает реабилитационный центр, бассейн, много ходит пешком, увлекается рыбалкой, находит время для чтения и никогда не пропускает премьеры коллег. А еще успевает послушать игру сына на альте; Динислам – студент Уфимской академии искусств, мамина гордость.

Рассказ о семье Макрушиной был бы неполным, если не упомянуть о двух ее четвероногих членах – кошках Симе и Пушинке. Сима появилась под дверью совершенно ниоткуда. Раздался звонок в дверь (а может, это только показалось?), и перед Татьяной Владимировной предстало облезлое, тощее создание, которое от слабости не могло даже полноценно мяукнуть. Упавшая из рук хозяйки морковка тут же была неловко им обглодана, и гостья на тоненьких подкашивающихся лапках осторожно вошла в квартиру. Когда это маленькое чудо (скорее чудище!) предстало перед хозяином, Рустем озадаченно покачал головой: «Хиросима!» Так вторая часть слова и стала кличкой новому члену семьи.

Со временем кошка поправилась, превратившись в симпатичную, но очень беспокойную зверюшку. Одна из ее проделок закончилась падением с седьмого этажа. Жажда жизни помогла ей и на этот раз, кошка поправилась, хотя после травмы позвоночника связи с противоположным полом были ей категорически противопоказаны. Однако за всем не углядишь, и как-то Сима ненадолго заглянула к соседскому коту. Результат не заставил себя ждать: один котенок родился мертвым (Макрушиной досталась тяжелая роль акушерки), а второй благополучно увидел свет после кесарева сечения и, естественно, стал любимцем не только для своей мамы, но и для семьи Татьяны Владимировны. Сейчас Симе 18 лет, а ее дочке Пушинке – 15. Увы, проблемы со здоровьем возникают не только у людей. Нынешнее жаркое лето спровоцировало у старушки-Симы инсульт. И опять Макрушина боролась за ее жизнь всеми возможными средствами; уколы, лекарства и, конечно, всеобщая забота и любовь поставили Симу на все четыре лапы.

Завершая нашу с Татьяной Владимировной беседу, я поинтересовалась, как она воспринимает отрицательные роли, которые в последнее время стали для нее нередкими. И вновь Макрушина вернулась воспоминаниями в свое далекое детство. Родители в те годы ни о каком крещении дочери не хотели и слышать, но бабушка, как и все бабушки на свете, хотела защитить малышку от всех болезней и бед. Она в один прекрасный день тайно приехала из Брянска в Ишимбай, забрала внучку из детсада, привела в церковь, окрестила ее, затем возвратила девочку в садик, а сама уехала домой. Вечером Танечка обо всем рассказала маме, та всплеснула руками, но на этом все и кончилось.

Нет, Макрушина не соблюдает посты, не ходит на церковную службу и даже по праздникам не ставит перед иконами свечки. Но иногда, когда возникает непонятная боль в душе, она набрасывает на голову скромный платочек и покорно укутывает свои плечи в тихий полумрак старинной церкви. Несколько раз, в особенно тяжелые моменты жизни, к Татьяне Владимировне подходил священник. Их беседы длились недолго. Батюшка брал руки прихожанки в свои, просто и коротко отвечал на вопросы, передавая не только смысл сказанного, но и убежденность, веру.

…Уже спускаясь по ступеням церкви в мирскую жизнь, Макрушина чувствует, как к ней возвращаются силы, душевное спокойствие и желание дарить радость людям. Она еще не убыс­тряет шаг, словно боясь расплескать ту божественную энергию, которая заполнила ее тело, но походка ее легка, спина выпрямилась, а на лице светится мягкая, чуточку смущенная улыбка. Платочек Татьяны Владимировны падает на плечи, женщина уверенно шагает по тротуару навстречу новым ролям, в храм искусств – Театр!

 

 

 


Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
 
По теме
Неофициальный концерт на новой сцене был организован с вполне понятной целью – проверить качество построенных объектов перед официальным открытием.
Возвращаясь в иной уголок города, мы порой не узнаем его: на месте двухэтажек выросли высотки, появились детские площадки, а пустырь расцвел зеленым сквером.
Предновогодний инструктаж по пожарной безопасности в ГКЗ «Башкортостан» - Администрация городского округа Уфа Вот и наступил декабрь, а значит совсем немного времени остается до начала детских праздничных мероприятий – тематических елок и утренников, посвященных наступлению Нового года.
Администрация городского округа Уфа
Осторожно! Гололедица! - Шаранский район Уважаемые жители Шаранского района, водители и пешеходы В связи с плюсовыми температурами и осадками в виде дождя, на дорогах и тротуарах образовалась гололедица.
Шаранский район
Рейды по соблюдению антиковидных ограничений - Бакалинский район В районе продолжаются контрольные рейды по проверке соблюдения антиковидных ограничений в соответствии с изменениями в Указе Главы РБ о режиме повышенной готовности.
Бакалинский район
Почему важна вакцинация от COVID-19? - Бурзянский район Covid-19 передается воздушно-капельным путем. Послужить распространению вируса может кашель, чихание и даже обычное дыхание зараженного человека.
Бурзянский район
В Альшеевском районе стартовала федеральная молодежная программа «Пушкинская карта». - Отдел культуры С 1 сентября в России начал действовать проект «Пушкинская карта». Все участники программы, оформившие карту, получили 3000 рублей, которые можно потратить на поход в театр или музей, на концерт или экскурсию.
Отдел культуры
Стою… Волны мимо и мимо Наскоком, галопом, подряд… Стою… Словно кем-то гонимы, Дни, месяцы, годы летят… Эти строчки Мустая Карима  посвящены нашей Уфе и нашей главной реке, которыми очарован деревенский мальчонка,
Журнал Уфа
Под знаком высокой музыки наш выдающийся земляк - артист ЮНЕСКО во имя мира Владимир Спиваков провел отложенный еще в прошлом году из-за пандемии Третий Международный конкурс скрипачей.
Журнал Уфа