Владимир Подгородинский: «Пути Господни неисповедимы»

Владимир Подгородинский: «Пути Господни неисповедимы» - http://www.istoki-rb.ru/
Фото: www.istoki-rb.ru
Беседовал Юрий КОВАЛЬ
             

На фото Валентины Айшпор: Владимир Подгородинский, Алим Каюмов (Камилл), Лилия Халикова (Валентина) во время репетиции

Наш оперный театр готовит уфимцам роскошный новогодний подарок: 29 декабря артисты сыграют на его сцене оперетту Ф. Легара «Веселая вдова». Оперные театры позволяют себе иногда (чаще всего под Новый год) «пошалить» в одной из трех классических оперетт: «Летучей мыши» Штрауса, «Сильве» Кальмана и… «Веселой вдове».

В Уфе «Вдова» появится в постановке заслуженного деятеля искусств России В. Подгородинского. Взращенный Одессой-мамой, Владимир Иванович в 80-х годах прошлого века обосновался в нашей Северной столице – Санкт-Петербурге. Он – художественный руководитель уникального, единственного в своем роде театра «Рок-опера», профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства.

В. Подгординский находит время для режиссуры, он – практикующий профессор. Его знают театралы Барнаула, Иркутска и Омска, Кемерово, Новосибирска и, конечно же, незабвенной Одессы.

Творческая биография В. Подгородинского «продиктовала» вопросы к нему.

– Вы ставите спектакли в жанрах оперетты, мюзикла и рок-оперы. В чем все-таки их отличие?

– «Опера – это драма, написанная музыкой». Так великий режиссер Борис Александрович Покровский определил жанр оперы. Другими словами, в музыкальной партитуре есть все – и развитие действия, и конфликт… Хорошая рок-опера, по-моему, недалеко ушла от классической. Например, «Юнона и Авось» Рыбникова.

В мюзикле главная движущая сила – пьеса, драматургия. Это синтетический, достаточно глубокий и емкий театральный жанр, от эротического шоу до философской драмы. Мюзикл использует серьезную литературу. Вспомните «Скрипача на крыше» (Шолом-Алейхем), «Вестсайдскую историю» (перенесенная в двадцатый век шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта»).

Оперетта, на мой взгляд, промежуточный жанр между оперой и мюзиклом, безумно привлекательный и легкомысленный. (Есть такое выражение в опереточных кругах: «Не копай глубоко, плуг сломаешь».) Оперетта требует легкости, шарма, эротики, если хотите.

– Ваш театр много гастролирует. Вынужденно, потому что в Питере у вас нет своего помещения? Это способ выживания?

– Скажу прямо, мы выживаем. Помещения не было и не будет. Нам предлагали площадки, но не в центре города. Как худрук я боялся, что «Рок-опера» станет театром одного из районов Петербурга. При этом не хотелось терять страну. В России на нас ходят, нас любят, нас знают… пока мы гастролируем.

Моя задача – сохранить имидж театра как российского коллектива. Не ездить нельзя. Мы к этому привыкли. Мы – перелетные птицы.

Впрочем, «Рок-опера» не до конца бездомный коллектив. На улице Лабутина, 36 у нас офис, бухгалтерия, репетиционная база. В этом доме Пушкин написал «Руслана и Людмилу». Это его первый дом после Царскосельского лицея. Отсюда он отправился в ссылку.

– Насколько ощутима государственная поддержка вашего театра?

– Мы сейчас АНОК – автономная некоммерческая организация культуры. Поддержка государства мизерна и муторна. Субсидии дают, но прежде нужно представить документы на то, за что ты получаешь деньги. Мне нужно рассчитаться с балетмейстером, художником, пошить костюмы, сделать декорации, арендовать помещение – выпустить спектакль, и через неделю я получаю деньги на постановку этого спектакля. Руководителю театра предлагают: «Родите сначала ребенка, а потом получите жену». Такая вот система.

– У вас есть DVD с записями спектаклей «Рок-оперы»? Как они раскупаются?

– Есть, но мы их не продаем. Во-первых, чтим авторское право, во-вторых, мы в этом случае теряем зрителя. DVD всегда хуже живого спектакля. В качестве рекламы можем показать какой-то фрагмент, но не более того.

– Что Вы скажете по поводу отечественных постановок мюзиклов?

– Я смотрел «Метро» в Московской оперетте у В. Тартаковского. По-моему, он молодец. Там же – «Монте-Кристо». Остался доволен. Мне было приятно увидеть наших авторов, наших исполнителей, в частности своего старого доброго друга Игоря Балалаева. Он из Омска. Мы с ним там делали три спектакля.

Я видел «Продюсеров» у Александра Калягина в театре «Et Cetera». Получил удовольствие. Это очень современно, круто, серьезно. Высочайший уровень сценографии.

– Постановка мюзикла требует огромных денежных затрат. Учитывая наши скромные возможности, как Вы думаете, российские мюзиклы могут заинтересовать Европу и Штаты?

– Думаю, что нет. Есть музыка, есть идея – нет денег. Замечательный был мюзикл «Норд-Ост». Жаль, что он ушел. Случилось несчастье, теракт. Я не могу сказать, что там была сплошь хитовая музыка, но это было сделано честно, мощно и талантливо. У нас много хороших произведений. До сих пор мир не открыл для себя «Юнону и Авось».

– У «Рок-оперы» есть фанаты? Кто они?

– Это молодые интеллектуальные люди из университета и других питерских вузов. Один из фанов ведет наш сайт. Мы ему очень признательны. Нас фотографируют хорошей техникой. Так сформировался банк фотографий. Фаны нас поддерживают, помогают. Это очень приятно.

– В 1998 году вы ставили «Веселую вдову» в Одесской музкомедии. Чем отличается наша, уфимская «Вдова» от одесской?

– Категорически отличается. Мы работаем по заказу уфимского театра, делаем рождественскую версию. Первое действие происходит зимой, второй акт – в гостях у Ганы Главари – в тропиках. Надо это увидеть.

– У Вас не было проблем с нашими артистами? Ведь оперетта требует легкого, непринужденного, если угодно, озорного поведения на сцене…

– Артисты профессионально относятся к работе. Они внимательны, стараются, охотно делают то, что им предлагают.

– Как Вы относитесь к перелицовкам, актуализации классических опер и оперетт? Сегодня наша либеральная пресса весьма активно раскручивает эпатажные, шокирующие постановки… У Вас не было искушения пересмотреть «Вдову»? Фабула оперетты вполне для этих целей подходящая: деньги, бюджет, государственные интересы, любовные интрижки…

– Новации, актуализация сами по себе уже стали анахронизмом, потому что это делают все и уже давно. «Ромео и Джульетта» на развалинах металлургического комбината, «Евгений Онегин» в общежитии – увольте. Если «Сильва» – оперетта о приходе Гитлера к власти в 1933 году, то это все, общий коллапс: театра, драматурга, Кальмана…

Помнится, выдающийся оперный режиссер Лев Дмитриевич Михайлов в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко ставил «Пиковую даму». Он перенес действие из XVIII века в эпоху Чайковского и Достоевского, нашел какие-то точки соприкосновения с романом «Преступление и наказание». Это было неожиданно, свежо и интересно. Постановка Михайлова стала классикой и выдержала испытание временем.

– В одном из интервью Вас спросили о планах на будущее. Вы ответили: «Поставить спектакль на Бродвее». Насколько Вы близки к осуществлению этого плана?

– Да я просто пошутил. Впрочем, как известно, пути господни неисповедимы.

– Что у Вас на очереди после Уфы?

– В Омске будет спектакль «Без вины виноватые» по Островскому. А потом – моя любимая Одесса. Я и мои друзья задумали сделать триптих. Все три постановки объединяет Одесса. Здесь и Сонька Золотая Ручка, и граф Михаил Семенович Воронцов, генерал-губернатор Новороссийского края и Бессарабии, его жена Елизавета Ксаверьевна, Пушкин… Типичный любовный треугольник. Удивительно, сегодня графа мало кто знает. Зато едва ли не каждый помнит со школьной скамьи эпиграмму Пушкина:

 

Полу-милорд, полу-купец,

полу-мудрец, полу-невежда,

полу-подлец, но есть надежда,

что будет полным наконец.

 

Несколько строк поэта зачеркнули всего Воронцова. Какова сила слова!




Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Ещё новости о событии:

Владимир Подгородинский: «Пути Господни неисповедимы» - Истоки
Беседовал Юрий КОВАЛЬ         На фото Валентины Айшпор: Владимир Подгородинский, Алим Каюмов (Камилл), Лилия Халикова (Валентина) во время репетиц
17:30 29.12.2011 Истоки - Уфа
 
По теме
В дежурную часть отдела полиции поступило 613 сообщений о происшествиях. Зарегистрированы: 1 факт причинения тяжкого вреда здоровью, 1 грабеж, 20 краж, 2 мошенничества, 3 факта изъятия, 2 - сбыта наркотических веществ.
ОМВД по Нефтекамску
СПАСЕНИЕ ОТ ВИРУСА - В ВАКЦИНАЦИИ! - Белокатайский район Дорогие друзья! Вакцинация – это безопасный и эффективный способ предотвращения болезней и спасения человеческих жизней, особенно сейчас.
Белокатайский район
Прогулки с кардиологом - Балтачевский район В рамках национального проекта «Здравоохранение» в Балтачевском районе проходят «Прогулки с кардиологом».
Балтачевский район
Состоялось заседание Комитета по здравоохранению, социальной политике и делам ветеранов - Государственное собрание - Курултай В Государственном Собрании – Курултае Республике Башкортостан состоялось заседание Комитет по здравоохранению, социальной политике и делам ветеранов.
Государственное собрание - Курултай
Национальный симфонический оркестр РБ приглашает на фестиваль, посвященный 76-летию Великой Победы - Культурный мир Башкортостана Национальный симфонический оркестр Башкортостана отметит главный государственный праздник России фестивалем, посвященным 76-летию Великой Победы.
Культурный мир Башкортостана