Татарский театр «Нур» свой новый сезон начал с работы над этой постановкой – прошла читка, начались репетиции. Режиссер - Гюзель Абушахманова загорелась идеей постановки сама и воодушевила труппу. Однако пьеса Василия Товстоногова (внука известного режиссера Георгия Товстоногова) вызвала много вопросов. Впрочем, неудивительно - произведение богато на мысли, здесь есть что играть, о чем порассуждать. Труппа решила пообщаться с автором и разъяснить некоторые нюансы произведения. Писатель согласился, и в театре прошла онлайн-встреча с известным писателем. На один из первых вопросов – почему он взялся за весьма серьезную, но весьма пугающую тему жизни после смерти, ведь многие даже боятся заглядывать в этот мир, Василий Александрович ответил так:
- Если не отталкиваться от факта, что к идее подтолкнула Гюзель Марсовна (мы много разговаривали, обсуждали тему постановки), скажу следующее, я не фаталист и не увлекаюсь загробной жизнью, но мне всегда было интересно - есть ли что-то там, по ту сторону, и как мы с этим взаимодействуем вне зависимости от вероисповедания. Меня занимает вопрос: что человек ощущает, видит, чувствует, когда он приближается к черте своей земной жизни. И что, если немного пофантазировать и представить, что там может происходить? Я уверен, мы не можем знать, что это будет на самом деле. но решил, пьеса - будет версией того, что могло бы произойти с персонажами. Кто знает, может оно так и окажется. Пьеса и для меня рождалась необычным образом. У нас в процессе работы создался каркас, основные события, герои, а дальше она начала разветвляться, и некоторые сцены и все персонажи соединены невидимыми линиями. Этот материал свободен в интерпретации, и труппа может его взять и высекать из него, как скульптор из камня высекает скульптуру. В пьесе нет четкой привязки по возрасту и полу персонажей. О возрасте скажу отдельно. Я где-то прочитал такие размышления на вопрос - почему у родителей вдруг погибает маленький ребенок - безгрешное создание? Как это понять, принять? И ответ, конечно, не поможет утешить тех, кому это довелось пережить. Но мне, как человеку, которого тема увлекла, интересно было услышать ответ. Есть у каждого душа, она живет в земной жизни, а потом она перемещается или куда-то или в кого-то. Версия такая: иногда душа долгоживущего и скончавшегося человека физически, не завершила свою задачу на земле (мы - обычные люди, можем не понимать, что не доделала, не доработала эта душа), и высшая сила помещает эту душу в маленького несчастного человечка, лишь для того, чтобы она что-то завершила неведомое нам. И забирает маленькую жизнь в тот момент, как только душа выполнила свою задачу. Поэтому бывает душа ребенка в теле старика, и, наоборот. Вы, наверняка, сталкивались с тем, что ребенок лет шести-семи неожиданно имеет очень взрослые повадки и рассуждения, маленький человек ведет себя совершенно как взрослый, и наоборот, встречаешь стариков, ведущих себя беззаботно, как дети, они легко смеются, ярко одеваются. Я не могу знать, что происходит с нами потом, за чертой, куда душа переселяется, где она оказывается, возвращается или нет. Однако эти размышления привели к работе над пьесой. Это не документальное, а фантазийное произведение.
В конце встречи писатель заметил, что ему интересно было пообщаться с коллективом, отметил, что они сильная команда, и работать в этой команде - честь для него, и он искренне желает всем успеха и вдохновения.
…У спектакля, как известно, много родителей – и автор пьесы, и режиссер и, в немалой степени, все задействованные актеры и вся постановочная группа. И на вопрос почему «Снег» заинтересует зрителей, ответила и режиссер Гюзель Абушахманова.
- Я возглавляю студию Хабенского в Уфе. Мы много работаем с онкобольными, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с полиативной медициной. Знаете, вопрос смерти очень болезненный для детей. И получилась так, что мы собрали несколько рассказов, касающихся этой темы. Очень важно дать пнимание, воспитать в людях уважение к смерти, это есть уважение и любовь к Богу. Были годы, когда мы чувствовали потерю некоторых духовных ценностей, которые, слава Богу, вернулись с 2022 года. Для меня было важно поставить русский код . Когда я говорю русский, имею ввиду российский, так как в нашей стране много национальностей. Мы начали создавать эти спектакли… Сначала они появились в качестве мизансцены из рассказов, и на этом этапе мы показали их Константину Юрьевичу Хабенскому. Он сказал, что это интересно, и можно вводить во взрослое существование. И мы с Василием Товстоноговым решили на этой теме сделать взрослую историю, и показать ее острее. Пьеса родилась, она есть, и будет спектакль. Сейчас идет тенденция, что актер - это соавтор, он не только исполнитель. И я благодарна коллективу театра «Нур» за то, что он поддержал идею. Труппа - одна из сильнейших, знаю это на деле, так как работала долгое время здесь. И, надеюсь, мы все реализуем интересный проект. Думаю, каждый зритель, выходя из театра после просмотра спектакля, задумается: если жизнь заканчивается смертью, то зачем я живу? Ведь не только, чтобы купить машину, квартиру, а может для того, чтобы мир сделать лучше? Не для того, чтобы ударить человека напротив, а чтобы его полюбить? Тогда, думаю, наша творческая задача будет выполнена.
… Главный герой спектакля Витя - амбициозный мажор, умерший от рака, все-таки вспомнит в лимбе (временное место души после смерти человека), как грести снег, а еще вспомнит свою земную жизнь. И высшие силы решат, что он прощен за последние две недели жизни, когда главный герой вдруг почувствовал истинную любовь. И именно это оправдало дальнейшее существование его души. Он сгребает снег, и он идет на землю… И становится очевидным - жизнь не заканчивается смертью, а любовь и милосердие выше любой правды.
Премьера спектакля в ноябре.
Лилия ЗИМИНА
Источник: Сетевое издание Ufaved.Info
15.08.2024 13:30