В Уфе к открытию визит-центра Евразийского музея кочевых цивилизаций сняли фильм

6 июля в Башкирии запланировано грандиозное официальное открытие визит-центра Турахана. Показ фильма «Место силы» состоится во время официального открытия.

Два года назад Глава Башкортостана заявил о  строительстве уникального по  масштабу и  охвату Евразийского музея кочевых цивилизаций. В  этот день началась новая глава в  истории республики. В  России нет ни  одного крупного музея, посвященного истории тюркских, монгольских народов, населяющих Евразийскую степь. Желание Радия Хабирова донести до  людей богатую историю края стало движущей силой для запуска масштабного проекта. Общественность горячо поддержала идею главы Башкортостана.

Как рассказывает куратор проекта, первый заместитель премьер-министра Башкирии Урал Кильсенбаев, новый туристический объект объединит золотоордынские каменные мавзолеи Турахана и  Хусейнбека. В  составе Евразийского центра кочевых цивилизаций планируется построить музейный комплекс, центр башкирской лошади, спа-центр «Кочевник», благоустроить родник Тохтамыша. В  августе прошлого года был дан старт строительству визит-центра Турахана.

Параллельно со строительством на грант Главы республики фонд «Самрау» совместно с телеканалом БСТ начали снимать фильм «Место силы». В нем становление нового музея становится отправной точкой для фундаментального исследования о кочевой цивилизации и кочевниках. В скором времени фильм будет представлен общественности. «Башинформ» побеседовал с автором фильма, главным редактором БСТ Гаухар Батталовой.

—  Гаухар Тимерхановна, как появилась идея фильма? Это был заказ или вы  взялись за  него по  велению сердца?

—  Когда я  прочитала о  планах по  строительству этого музея, услышала название «Евразийский музей кочевых цивилизаций», подумала: какое сложное название и  какая сложная тема. 300-летняя история башкирского края очень мало изучена. Мне, как журналисту и  исследователю, стало интересно, и  совпало так, что именно я  должна была взяться за  эту тему со  своей командой.

Мы начали работу год назад. Стало понятно, что литературы очень мало. Есть книги Нияза Мажитова и Альфии Султановой, Алексея Нечвалоды и Геннадия Гарустовича, монография, которую издали ко второму и третьему Мажитовским чтениям, книга 1956 года «Археологические памятники Башкирии» первого башкирского архитектора Барыя Калимуллина – золотая книжка, которую до сих пор никто не превзошел.

Когда строили скульптурную композицию генералу Шаймуратову на Советской площади – мы тоже делали фильм, и это было рождение истории. А Евразийский музей – это не рождение истории, а возвращение истории, эпохи Золотой орды, средневекового башкирского края. Изучение этой эпохи началось со строительства визит-центра – первого объекта в составе Евразийского музея кочевых цивилизаций.

Сказать, что это только заказ – нет, конечно. Если у тебя нет желания, если ты не горишь сама этой идеей, если именно тебе это не интересно, то невозможно заинтересовать, объединить вокруг этой темы людей.

Автор фильма Гаухар Батталова

- Думается, в будущем в изит-центр, а впоследствии и весь комплекс Евразийского музея кочевых цивилизаций станут центром притяжения для научной и культурной общественности...

- Однозначно, станет центром притяжения. В нашем фильме выступают 34 спикера – эксперты в разных отраслях. Мы очень много ездили по республике, побывали в Узбекистане и Казахстане. Архитекторы, археологи, проектировщики очень удивлялись и радовались, что именно Башкортостан становится местом притяжения и объединения народов Европы и Азии. Именно мы. Никто из этих специалистов не отрицает, что так и было в средние века – объединяющая роль башкирского края в истории народов Евразии велика. В какое-то время это потерялось, но благодаря волевому решению Радия Фаритовича Хабирова мы снова возвращаемся к своим истокам.

В фильме мы ставили задачу показать кочевников. Есть много художественных фильмов, где они чумазые, страшные, с саблями наперевес. Кочевники – дети природы. Они настолько естественны и красивы своей душевной красотой, что не очароваться ими нельзя. Мне очень понравилось стихотворение «Рубрук в Монголии» Николая Заболоцкого:

«Здесь был особой жизни опыт,

Особый дух, особый тон.

Здесь речь была как конский топот,

Как стук мечей, как копий звон»...

Когда приступали к съемкам, мы, наверное, не до конца осознавали глубину и масштаб этой темы. А потом она заворожила, затянула нас.

- Возможно,   работая над фильмом на малоисследованную тему, вы сами совершили какие-то научные открытия, сделали интересные обобщения? Ваши наработки потом могут пригодиться экскурсоводам музея как готовое пособие.

- Думаю, есть открытия. Вы сами представляете, какой проделан объем работы, это как диссертация. Уже после того, как мы отсняли, смонтировали, наш научный консультант, историк Ильнур Буляков посмотрел фильм и сказал:

- Знаете, в чём прелесть этого фильма? Не говоря уже о масштабе и профессионализме. Вы сумели рассказать сложную историю простым языком. А чтобы рассказать просто, надо докопаться до глубины и самой понять всю эту сложную тему.

Когда так говорят, мне это очень приятно как автору. Но были моменты, когда заходила в тупик. В этом фильме мы затрагиваем малоизученные   вопросы – как башкирский край входил в состав Золотой орды? Наверно, немногие знают, что Золотая орда раньше называлось Улус Джучи. Джучи – это сын Чингисхана. Так вот, было ли это добровольное вхождение в состав улуса Джучи или это было завоевание? Оставим интригу. Ответ на этот вопрос есть в фильме.

Или вот начала собирать информацию про Хусейнбека. В интернете написано, что «Хусейнбек – первый имам Башкортостана». Конечно, проникновение ислама началось уже в VIII веке, но активное внедрение мусульманства происходило в Х веке, когда Узбек-хан объявил ислам государственной религией. Тогда она поднимается на такую высоту. Именно в это время Хусейнбек становится имамом.

Мы сильно старались не быть голословными в фильме, чтобы все мысли подтверждалось фактами и выводами спикеров.

- Материалы вашего фильма могут пригодиться и при создании Музея возвращённых имен в Уфе.

- Сейчас все узнали о Турахане. Полреспублики точно услышали. Мы тоже помогаем возвращать забытые имена.

- В фильме есть два пласта повествования – современный и исторический. Зритель из сегодняшнего дня вдруг попадает в прошлое, которое показано через художественные эпизоды реконструкции исторических событий с актерами. Как это все снималось?

- Я очень благодарна тем, кто откликнулся и снялся в этом фильме – команде президента Федерации курэш и борьбы на поясах Вакиля Ильясова, Мерген уксы – Юлая Галиуллина, нашим прекрасным женщинам, которые ставили юрту в Кармаскалинском районе…

- Это делалось специально для вас или вы снимали на каком-то празднике?

- Конечно, специально для нас. Костюмы, юрты, реквизит – ничего современного нет. Мы старались соблюсти аутентичность. Знаете, какие сложности возникали? Например, говорим людям: выходите, общайтесь. И вот улыбается дяденька, а у него во рту железный или золотой зуб. Но в те времена такого не было…

Для съемочной группы мы выбирали места, чтобы электрические столбы, машины, деревни не попадали в кадр. Или нам нужно было снять деревянную посуду без украшений, еду, как тогда. И чтобы костюмы у женщин и мужчин были не как в ансамбле имени Файзи Гаскарова – одинаковые. Специально для съемок в районах шили платья. Представляете?

Это уникальный случай, я считаю. Если бы не было такого взаимопонимания по всей республике, то не получился бы такой фильм. Все главы администраций отнеслись к нашей работе с большим пониманием и вниманием. Это Кармаскалинский, Гафурийский, Бурзянский, Зианчуринский, Архангельский районы.

В исторических сценах в нашем фильме были задействованы самые крутые актеры, которых мы подбирали по антропологии – Хурматулла Утяшев, Расуль Карабулатов, Азамат Гафаров и другие. Каждый типаж искали, подтягивали, очень долго думали.

- Для создания хорошего фильма нужна сплоченная команда. Кто был в вашей съемочной группе?

- Я очень благодарна нашей команде, потому что, если нет сплочённости, взаимопонимания, такой фильм невозможно создать. Это коллективный труд. Над этим фильмом единой командой работали примерно 50 человек.

Режиссеры Альфия Асланова и Ляйсян Рамазанова работали с большим воодушевлением. Я не помню, сколько фильмов мы с Альфией уже создали. Точно больше 20. Она тоже историк, окончила истфак, до этого училась в художественной школе имени Касима Девлеткильдеева. И поэтому чувство стиля в ней заложено. Ляйсан тоже имеет большой опыт работы над масштабными проектами.

- То есть вы, три женщины, сделали такой мощный фильм, где практически все герои мужчины?

- Получается, так. У нас работала целая команда операторов: Азамат Даянов, Ринат Кашапов, Ильшат Даблетбердин, Урал Гатауллин. К этому добавилась качественная компьютерная графика нашего Айрата Умутбаева.

Для фильма мы шили специальные костюмы. Только по костюмам встречались раз 7-8, чтобы обсудить. Консультантом по костюмам выступил археолог из НПЦ по сохранению   объектов культурного наследия Дим Гиззатов. Для того чтобы сшить костюм Турахана, заказали ему целый научный труд, и он написал 200 страниц, представляете? Ничего такого нет, чтобы мы взяли просто так. Мы работали с опытнейшим художником Даяном Валиуллиным. Шили одежду в ателье нашей «местной Коко Шанель» Саймы Хасановой.

Над музыкальным оформлением работал композитор Айдар Хамзин, сын нашего известного певца Гали Хамзина. Сейчас он живет в Калифорнии, и мы общались по интернету. Мы с ним не знакомы, но мне кажется, что я его очень хорошо знаю. Влюбилась в творчество этого парня – он такую хорошую музыку написал.

Знаете, что мне очень нравится в нашей команде? Это взаимоуважение. Даже когда мы спорим, мы все настолько увлечены своей работой и настолько все хотим, чтобы продукт получился хорошим. У нас есть несколько чатов, и с постановочной группой, и с актерами, и с научными консультантами. Все так ждут этот фильм. Это же наш общий ребенок, поэтому он не может не быть дорогим.

- А кто озвучивал текст за кадром?

- Мы открыли интересный голос. Он предприниматель, непрофессиональный диктор Ильшат Габбасов. У нас очень мало бывает времени для отдыха, и вот - пригласили меня как-то на юбилей, а там было караоке. Сидим, общаемся, поздравляем, и в это время выходит какой-то мужчина петь в караоке песню Муслима Магомаева «Мелодия». Он так пел, что я была очарована его голосом. Потом подошла и попросила дать номер телефона.

А женский голос – это Галина Морозова из ЦУРа, раньше она работала на радио Спутник ФМ. Еще один женский голос, который озвучивает цитаты – это сотрудник телеканала Россия-Башкортостан Миляуша Ярышева. В фильме всё должно быть красиво – и текст, и видео, и музыка, и монтаж, и голос, и спецэффекты.

- Когда и где состоится премьера, презентация?

- 6 июля состоится грандиозное официальное открытие визит-центра Турахана. Показ фильма «Место силы» планируется во время официального открытия. Фильм еще дорабатывается, будут изменения и дополнения. На телеканале БСТ премьера состоится 11 июля в 20 часов. Очень надеемся, что будет и продолжение фильма.

- Как планируется прокатывать фильм?

- По условиям гранта мы должны показывать фильм в учебных заведениях. И мы уже организовали встречи в нескольких школах. В шестом классе школьники проходят эпоху Золотой орды. Ученики смотрели с большим интересом, это очень удивительно. После просмотра фильма учителя спрашивали: скажите, пожалуйста, вы какую книжку читали? Потому что у них нет этой информации. Я им перечислила примерно 20 авторов, они не верят: наверное, вы не прочитали столько. Но кто документалистикой занимается, из Википедии, понятное дело, фильм не создашь. Это будет неинтересно. Все учителя истории, где мы показывали фильм, просили: мы будем так благодарны вашей команде, если подарите нам этот фильм. Среди посмотревших были люди, которые не знали, где находится мавзолей Турахана. Они сказали, что теперь обязательно поедут посмотреть.

- То есть строящийся визит-центр под тянул к себе столько информации, столько разных людей...

- Да, я о чем я и говорю. Радий Фаритович привел в движение нас всех. Эта мысль звучит в конце фильма: надо настолько любить свой край, свою родную землю, чтобы открыть всё это. И вот здесь нужна именно дерзкая смелость. Представляете, спокойно стоял мавзолей Турахана, смотрел со своего величия вниз, и вдруг он становится таким местом притяжения.

Это всколыхнуло народ. Если бы мы показали только строительство визит-центра – было бы неинтересно, не имело бы той глубины, понимания, зачем это всё. Тропа от визит-центра Турахана до самого мавзолея – она не просто тропа – это дорога от древности к нашей современности, тропа, соединяющая века. 

Автор:Лейла Аралбаева
 
По теме
Коллектив народного творчества Республики Башкортостан Образцовый театр ложкарей «Холмичи» под руководством Максима Егорова продолжает покорять Россию.
Танцор балета погиб при выполнении боевых задач в ходе специальной военной операции, сообщается в соцсетях Сибайского концертно-театрального объединения.
Заслуженный артист Башкирии Раиль Ханов погиб в СВО Фото: vk.com/sibay_concert Завтра, 19 июля, в Учалинском районе Башкирии пройдет церемония прощания с павшим в СВО артистом балета Раилем Хановым.
Легендарный «Двигатель Победы» - Вечерняя Уфа рождался в цехах уфимского моторного завода В Уфе в сквере возле стелы «Город трудовой доблести» на набережной Уфы открыли новый арт-объект.
Вечерняя Уфа
Шёл разговор подробный об искусстве... - Вечерняя Уфа Глава региона 11 июля встретился с деятелями изобразительного искусства. В их числе – представители республиканского отделения Союза художников России и Творческого союза художников Башкортостана.
Вечерняя Уфа
Узнали где кладовая библиотеки - Единая Россия В Караидельском районе для представителей старшего поколения провели экскурсию по библиотеке При поддержке Местного совета сторонников Партии «Единая Россия» в рамках Республиканской программы «Башкирское долголетие»
Единая Россия