Фото: ufaved.info
Спектакль «Осенью 41-го» ставит татарский театр «Нур», а пьесу написал Рим Хасанов, известный композитор, чьи «Уфимские липы» (негласный гимн нашего города), «Зимний романс» и еще много-много песен поет не одно поколение. Рим Махмутович - член Союза композиторов СССР и член Союза писателей России. В его багаже 400 музыкальных произведений, песни, баллады, музыка к спектаклям, и литературный труд – пьесы, в которых он поднимает темы волнующие многих - о любви и верности, человеческом духе, поисках себя в этом непростом мире. В пьесе «Осенью 41-го в лесном овражке» он говорит о Великой Отечественной войне, поколении, отстоявшем свою страну от врага, и вечном диалоге отцов, детей и внуков. Заметим, это будет первая пьеса Рима Хасанова, которая будет поставлена в драматическом театре! Как говорит режиссер-постановщик Зиннур Сулейманов, это было обоюдное решение - автора пьесы и коллектива театра, которое всех весьма вдохновило.
- Работа над постановкой уже началась. В пьесе показаны несколько поколений - ветераны, их детей и их внуки. Главный конфликт поколенческий – разные ценности, ритмы существования, восприятия и взаимоотношений между людьми: тех, кто прошел войну и их сыновей, дочерей, из первых уст слышавших от своих родителей об этом периоде, и уже внуков, не соприкасавшихся с этим. Мы знаем Рима Хасанова как композитора, а здесь он драматург, но, как мне видится, его пьеса – необычна, в ней много личного восприятия, и она очень лиричная, как если бы стихи переложили в прозу. В спектакле, конечно, будут звучать его песни – задушевные, трогающие самые тонкие струны сердца.
…В преддверии этой интересной работы Рим Хасанов встретился с актерами. Рассказал о себе, своем жизненном и творческом пути, о том, что сподвигло его к написанию пьесы.
«Когда был жив Газим Шафиков, мы часто общались, дружили. И он первый профессиональный поэт, писатель, которому я показал свои труды. Это были 90-е годы. Газим сказал: «А они где-нибудь есть?» Я ответил: «Нет, я же композитор, а это у меня просто выливается, и я пишу». Тогда Газим снова спросил, почему пьесы, а не рассказы и повести. А ответ - в моей трудовой биографии – я много лет был заведующим музыкальной частью в Башдрамтеатре и «перелопатил», перечитал много пьес, и меня этот жанр заинтересовал. Я ходил в библиотеку, читал там и зарубежные пьесы, и советские, словом, все, что попадет. Во мне образовался большой пассивный багаж. И мой друг тогда сказал мне, что это надо отдавать обязательно сценаристам и ставить».
Рим Махмутович рассказал, как жил в Москве. Как в начале 2000 годов общался с литературной элитой, часто встречался и беседовал с Евгением Евтушенко. В Москве Рима Хасанова приняли в Союз писателей. И вот-вот должны были уже быть поставлены его пьесы в Омске, где жили его друзья, поддерживающие его, но тогда, как говорится. звезды не сошлись, не сложилось. У Рима Махмутовича есть свои тонкие наблюдения над жизнью, он замечает многое, что для других скрыто, и считает, что в жизни уже все предрешено, и ты хоть что делай, но нужное и очень ожидаемое для тебя событие случится тогда, когда придет его срок. Или еще одно его наблюдение. К примеру, у некоторых людей есть скрытые способности: они могут подсоединяться к тонкому информационному миру и угадывать и даже знать прошлое и будущее. И в пример Рим Махмутович привел своего отца.
«…Такие люди есть. У меня папа, в первый же день, когда на страну напали фашисты, написал заявление, чтобы, как и многие тогда мужчины, юноши добровольцем уйти на войну. Однако, так, как он был связистом, ему сказали, что он нужнее здесь, чтобы радиофицировать деревни и села, чтобы сводки информбюро доходили до всех граждан страны, и люди знали, что происходит на фронте. Его отправили в Благоварский район, и он весь его радиофицировал. Сам, один ставил столбы, тянул провода. Только на третий год ему дали двух помощников монтеров. Это был труд колоссальный, зато в каждой избе было радио, где из бумажного динамика был слышан голос Левитана. Папа был уникальный человек. Он, закончивший двухгодичное фабрично-заводское училище по связи, мог с легкостью решать задачи по высшей математике. которую, конечно, в ФЗУ не преподавали. Моя сестра Роза – в те годы студентка физмата - плакала над тетрадями с заданиями, потому что не могла их понять. Папа подходил, успокаивал и… решал задачи за пять минут, и все сестре доходчиво объяснял. Такой был человек: ему что-то открывалось! Некий портал в мир высшей математики».
Рим Махмутович рассказал, как родилась идея пьесы о войне. По его словам, тема всегда его волновала, им написано немало песен об этом, и однажды родилась и пьеса.
«Я служил в армии в середине 70-х, хотя у меня была бронь. Когда исполнилось 27 лет, сказал своей любимой супруге (был уже женат), которая недоумевала по этому поводу: «Если я не послужу, то у меня будет белое пятно в жизни. Я не буду знать, как внутри эта система устроена, как выстраиваются взаимоотношения» А еще мне хочется овладеть разными видами оружия (что и на самом деле произошло). Я служил в спецвойсках, и однажды мы преследовали группу сбежавших из тюрьмы заключенных, вооруженных автоматами Калашникова. И, выслеживая бандитов, засели в лесном овражке. Это было похоже на войну… И воспоминание об этом моменте трансформировалось много позже в ситуацию, которую описываю в пьесе: там тоже все начинается в лесном овражке. Именно в этом небольшом природном укрытии впервые встречаются герои моей литературной истории».
И, конечно, Рим Махмутович рассказал, что его подвигло взяться за перо. По его словам – внукам, молодому поколению, не видевшим этого горя, примеров отваги, нужно помочь осознать, что погибать за Родину - человеческая суть. Человек против того, чтобы на его землю ступала чья-то вражеская нога. И он уже не думает о смерти.
«Время меняется, и все вокруг тоже и даже учебники в школах новые, и пишут их люди тоже, не знавшие этой беды. Но мы одна страна, и история у нас одна… И молодежь должна понять, что мы кровно, пуповиной привязаны к своей родной земле. Когда кто-то уезжает из страны, подчас стараются смешаться с местным населением, но узнавать будут всегда и будут спрашивать: «Ты же русский?» За границей не признают, что у нас страна многонациональная, для них в России все русские».
Рим Хасанов, завершая встречу, сказал, что для него постановка будет большим событием, проверкой стоит ли ему продолжать идти в этом направлении. И также он поделился планами - на подходе его новые пьесы «Лебединый вальс» и «Гений вуду». «»Лебединый вальс» - о женской верности в любви, про озеро, которое когда-то покинули лебеди, и через много лет вернулись. очень лиричное, красивая произведение. А вторая пьеса про тайное знания автралийских колдунов – вуду. Рим Махмутович знает об этом явлении не понаслышке, и был сам свидетелем необычного состояния и силы колдунов. Он одно время жил в Австралии, путешествовал и старался многое узнать об этой далекой стране. И в этом тоже – суть Рима Хасанова, не перестающего открыть для себя мир в его разнообразии. Как музыкант, композитор, художник слова он и в свои годы работает каждый день, не полагаясь на приход вдохновения. И, наверное, поэтому Муза его не покидает.
Встреча в театре была теплой, душевной: актеры задавали много вопросов и о творчестве, и о семье. У него замечательная дружная семья, есть друзья – единомышленники. Любимый внук тоже очень талантливый, с детских лет весьма самостоятельный и способный в разных областях - мечтал пойти по стопам деда и делал успехи, но все-таки стал программистом, тоже очень эффективным. Беседа за чашкой чая прошла в доверительной атмосфере. Каждый присутствующий почувствовал искренность и душевность Рима Хасанова, его страсть к искусству, его желание поделиться своими мыслями и впечатлениями. Безусловно, спектакль по его пьесе станет событием в культурной жизни республики.
Лилия ЗИМИНА
Источник: Сетевое издание Ufaved.Info
07.11.2024 13:48