Загадка Ермака


-Скажите, а где у вас тут могила Ермака? - спрашиваю у продавщицы привокзального магазинчика. Девушка пожимает плечами: живет в Киргиз-Мияках с рождения, а о такой новости даже не слышала. Ловлю полицейского возле здания районной администрации. Он тоже не в курсе. 
- Ермак это или нет, большой вопрос, - усмехается краевед Роза Касымовна Килеева. Она заведует музеем в школе №1 села Киргиз-Мияки. Именно с нее, как считается, пошла легенда о том, что миякинская земля стала последним пристанищем покорителя Сибири. Но сама она к поднявшемуся шуму относится с большим скепсисом. - Несколько лет назад я рассказала Жижилеву (он интересуется местными легендами) историю о том, что на горе Максат находится могила. В детстве нам часто говорили: на горе есть могила уруса и на нее нужно бросить камень. Мы ходили и бросали. Но что там в действительности, мы не знали, никакого опознавательного знака не было, только деревянный столб.
Жижилев заинтересовался историей и в 2007 году произвел первые раскопки. На горе и правда оказалось захоронение. Не татарское, но и на православное не похоже. Никаких вещей, которые могли бы указать на дату захоронения или личность усопшего, в могиле не было.
- О том, кто похоронен на горе, никто не знает, - говорит Роза Касымовна. - До 20-х годов село было чисто татарским. Русский человек здесь сразу бы стал местной достопримечательностью. Считаю, что захоронение очень древнее.
Эту версию как раз и продвигает Жижилев. После раскопок он направил часть остеологических материалов на экспертизу. Радиоуглеродное датирование определило возраст останков 500 годами, плюс-минус 120 лет. Он ориентируется на легенду о гибели деятеля, согласно которой Ермак действительно утонул в Иртыше, но его тело было выловлено татарскими рыбаками и отдано на поругание мурзам во главе с Кучумом. Далее легенда гласит, что спустя месяц мурзы испугались: тело оставалось нетленным, и они захоронили Ермака с почестями, но за границами мусульманского кладбища. Ныне это место известно как деревня Баишево Вагайского района Тюменской области.
Именно сюда приезжают туристы, чем весьма досаждают местным жителям. Ориентира, собственно, два: старинное кладбище кучумовских времен и близость к Иртышу. Считается, что исторический деятель похоронен под высокой сосной, однако, сколько ученые и краеведы-любители ни копали в этих местах, захоронения Ермака они так и не нашли. Федор Жижилев предлагает свою версию: якобы башкиры решили спасти тело от поругания, выкрали его и перевезли за 1100 километров в район села Киргиз-Мияки и похоронили на горе. Почему именно сюда? Да потому что в шежере одного киргиз-миякинца нашелся предок Ермек. Жил он, правда, всего 200 лет назад, но рождение гипотезы было уже не остановить.
Жижилев приводит местные легенды, что земля с могилы издавна считалась священной, что ее использовали для излечения от ран, а посещали территорию с большим почтением. Роза Касымовна в ответ только смеется, она местные предания собирает уже больше 20 лет и никогда не слышала о том, чтобы землей лечились. Зато такая легенда есть в тюменской деревне Баишево.
Точного перевода на русский слова «максат», которым назвали гору, нет. Но примерно слово значит «горячее стремление добиться чего-либо». Оно лучше всего характеризует удивительную по своей стойкости относительно любой критики позицию Жижилева.
- Пусть археологи докажут, что это не Ермак, - говорит он, следуя способу доказательства от противного. Правда, в археологии такой метод не используется.

Один из самых крупных представителей по истории Средневековья доктор исторических наук, профессор Владимир Иванов к идеям Жижилева относится крайне негативно.
В 2007 году Жижилев самостоятельно, безо всякой методики раскопал могилу, а потом закопал. Из-за этих действий памятник для науки потерян. При раскопках учитывается множество разных факторов, одним из которых является культурный слой. По нему археологи могут судить о времени захоронения, дополнительную информацию дает и расположение монеток, керамики и других артефактов. Что за захоронение на горе, понятно и так. Это ногаец. Территория Бугульминской возвышенности в XV - начале XVI веков находилась под контролем ногайцев. Они приезжали сюда на летние кочевья и доставляли много сложностей башкирским племенам.
Кандидат исторических наук, доцент Южно-Уральского государственного университета Гаяз Самигулов стал главным спикером по якобы могиле Ермака, хотя сам он никогда подобных заявлений не делал. Все случайно совпало. Идея Жижилева обсуждалась в исторических кругах в порядке анекдота, но в начале мая экспедиция из Южно-Уральского государственного университета отправилась в Миякинский район в разведывательную экспедицию. Уже раскопанное и уничтоженное захоронение на горе Максат интересовало исследователей в последнюю очередь. В начале XVI века на территории Бугульминской возвышенности происходили интереснейшие процессы: Золотая Орда дышала на ладан, шло зарождение ислама. Переходные моменты манят историков, ведь именно по раскопкам таких мест можно понять, как шел процесс. Правда, экспедицию Южно-Уральского государственного университета быстро перепозиционировали, мол, прислушались к идее Жижилева и поехали за научной сенсацией. Теперь, после поднявшегося шума, археологам скорее всего придется раскопать ту самую могилу, чтобы дать свое официальное заключение и развенчать все слухи.
Как же погиб покоритель Сибири? Местные легенды очень часто врут. Например, по всей Волге есть «Утесы Степана Разина», «пещеры Степана Разина», «курганы Степана Разина». Якобы в них скрыты награбленные им сокровища. Но известно, что будучи разбитым под Симбирском Степан Разин бежал на Дон, где был схвачен казачьей старшиной и выдан на расправу властям. У нас в республике есть деревня Юлдашево, возле нее гора, и там городище раннего железного века. Так вот, гора называется Петер-Тау. Когда во время раскопок стали спрашивать, откуда название, местные жители припомнили легенду, что когда-то в деревне останавливался Петр I. Даже школьник сможет сказать, что император никогда в наши края не заезжал!
Но пути науки и «интересностей» которые вылавливает мозг, зачастую расходятся. В республике сотни памятников археологии, позволяющих понять жизнь людей в далеких бронзовых и железных веках. Однако на слуху «учалинский стоунхендж», «могила Ермака». Эти легендообразования «открыты» не историками, а самоучками.


«Определение места событий, в данном случае места захоронения, требует серьезной работы не только археологов, но и тех, кто исследует письменные источники. На сегодняшний момент летописные материалы, в частности, Ремезовская летопись, и фольклор многих народов Сибири - хантов, манси - указывают, что все-таки могила Ермака находится на реке Иртыш», - объясняет профессор Башкирского государственного университета, доктор исторических наук Булат Азнабаев.

Рита ЛЕСНАЯ

 
По теме
На площадке Евразийского НОЦ обсудили проект по функциональному питанию Ученые БашГАУ активно работают в данном направлении На площадке Кампуса Евразийского НОЦ состоялось совещание по реализации проекта по функцио
Ирина Волк, телеграм - Башинформ Фото:Ирина Волк, телеграм Сотрудники управления МВД России по Стерлитамаку при мониторинге интернета выявили видеозаписи, на которых интернет-стример допустил высказывания, оправдывающие терроризм,
Башинформ
Внимание! Розыск! - УФССП по Республике Башкортостан Отделением судебных приставов по Стерлитамакскому району ГУФССП России по Республике Башкортостан за неуплату денежных средств на содержание несовершеннолетней дочери разыскивается Азнаев Азамат Дальмирович.
УФССП по Республике Башкортостан
В Уфе пройдет совещание по борьбе с онкологическими заболеваниями - Красное Знамя Как сообщает пресс-служба министерства здравоохранения Башкортостана, 29 марта в Уфе пройдет совещание «Борьба с онкологическими заболеваниями в Республике Башкортостан: диагностика, лечение, маршрутизация».
Красное Знамя
                                                                                                        На заседание Совета                                                                                              
ОМВД по Нефтекамску