«Я – крепость. Веду бой…»

Владимир ЯРЦЕВ
             

 

«Я умираю, но не сдаюсь» – когда-то эти слова знал каждый гражданин нашей страны.

Как знал и то, где и когда они были написаны. И слова «Брестская крепость» звучали своего рода паролем – как немеркнущий пример отваги людей, погибших, но не побежденных. Брестская крепость стояла в одном ряду с другими столь же значимыми понятиями-символами – Битва под Москвой, Сталинград, блокада, «Багратион»; более того, она этот ряд начинала. Тонкими, но прочными нитями с этими базовыми, намертво вшитыми в наш культурный код понятиями были связаны и другие: каждый знал, что такое 125 блокадных грамм и дом Павлова, кто такая Таня Савичева и пионеры-герои.

Увы, в нынешние смутные годы, когда из каждой газеты, с каждого теле­экрана вещают самозваные «восстановители исторической правды», как-то так получилось, что вместо исторической правды люди чаще знакомы с дичайшей и совершенно неисторической ложью.

Считать, что «само так получилось», – не просто наивно, а глупо. И тем важнее каждый пример контрпроцесса: того, как искренне любящие свое дело люди, работающие не за деньги, а за идею, стремятся вернуть всем остальным согражданам ту историческую память, которую у них отбирали долгие годы. Это важное и набирающее силу движение идет снизу, и силу оно берет в умах и душах простых людей, которые не хотят отрекаться от своих предков, сломавших хребет нацизму, не хотят плевать в свое прошлое.

В последние годы создан внушительный корпус исследовательских работ, немало написано художественной литературы. Даже сняты документальные фильмы (например, сериал «Великая война»), которые знакомят читателя и зрителя с действительно правдивым и правильным взглядом на историю Великой Отечественной.

И вот наконец-то дошел черед до большого экрана.

 

Не комом

«Брестская крепость» – первый фильм, снятый кинематографистами Союзного государства России и Белоруссии. И хотя пословица про первый блин известна каждому, после премьеры «Брестской крепости» можно было с облегчением выдохнуть: иногда и пословицы неверны.

К своему зрителю фильм шел долго: работа над ним продолжалась три года, премьера была запланирована к 65-й годовщине Великой Победы, но впоследствии ее перенесли на позднюю осень. Несколько настораживало и то, что режиссером фильма является не слишком широко известный Александр Котт, а продюсером – шоумен Игорь Угольников. И чем дальше, тем больше было опасений: ведь опошление военной темы в российском кинематографе в последние годы стало, увы, привычным.

И все-таки уже с момента показа первых рекламных роликов, которые оказались неожиданно жесткими и убедительными, появилась надежда: а вдруг?

Создатели «Брестской крепости» надежд не обманули.

 

Без вымысла

Редкий случай: художественный фильм «Брестская крепость» оказался… документальным. Не в привычном смысле этого слова, нет, – однако вся ткань художественного повествования жестко подкреплена документами. Причем не какими-то абстрактными «архивными данными» и «километрами хроники», на основе которых снимают то фантастическую чушь вроде «9 роты», то еще более феерическую дичь вроде «Предстояния», – а НАСТОЯЩИМИ документами. И практически каждый ключевой эпизод, будь то рискованная разведка или история лейтенанта Почерникова, который вместе с женой Шурой приняли последний бой против группы фашистов, сражаясь рядом с еще не остывшими телами своих детей, этими документами подтверждается.

И эта документальная основа – одно из главных достоинств фильма. В самом деле, зачем громоздить здание художественного вымысла над великим подвигом? Незачем, ведь оборона Брестской крепости есть удивительный пример того, как реальность превосходит любой художественный вымысел. А история Великой Отечественной на подобные примеры была куда как богата…

Однако для определенной прослойки зрителей именно несоответствие исторической правды канонам художественного произведения стало поводом для критики в адрес фильма. И за отсутствие «развития персонажей» фильм ругают, и за предсказуемость финала (!), и даже за натурализм: мол, порой на экран смотреть слишком страшно.

Но как иначе показать – да и надо ли было делать это иначе? – оборону Брестской крепости? Как иначе рассказать о четырех бесконечных первых днях обороны, когда защитники крепости – без воды и продовольствия, испытывая жесточайшую нехватку боеприпасов – вели практически непрекращающиеся бои с превосходящими силами гитлеровцев, и не только отражали их натиск, но и переходили в стремительные и страшные контратаки? Как иначе рассказать о людях, которые держались много дней, – хотя взять крепость германские стратеги намеревались за несколько часов? О каком «развитии персонажей» может идти речь, если действия главных героев ленты – майора Гаврилова, политрука Фомина, лейтенанта Кижеватова – известны с точностью едва ли не до часа, если их судьба решилась десятилетия назад?

В том-то и сила фильма: сегодняшним зрителям, давно забывшим запах пороха, рассказывают о том, как НА САМОМ ДЕЛЕ сражались и умирали их деды. Рассказывают верными словами, рассказывают так, как эта история только и может быть рассказана.

И когда зрители начинают сопереживать – это и есть успех.

Важно то, что «Брестская крепость» показывает нам не ту войну, которую мы привыкли видеть на киноэкране в последние годы: здесь никто не призывает египетские казни на «засевших в Кремле», здесь никто не рассуждает о возможности сотрудничества с врагом. И герои – во всех смыслах этого слова – на экране ведут себя так, как и должны вести настоящие люди. Здесь нет надуманных рефлексий, здесь все просто и черно-бело – так, как и было в то страшное время: мы защищаем свою Родину и свой народ. Здесь сражаются до последнего патрона и не сдаются, даже умирая. И пока голодные и раненые солдаты и командиры сражаются, контуженый радист продолжает с отчетливым белорусским акцентом передавать в эфир: «Я – крепость. Веду бой».

 

За пределом

Создателям «Брестской крепости» стоит сказать спасибо в первую очередь за то, что они сделали тот шаг, на который, казалось, отечес­твенные кинематографисты были уже неспособны. Они выступили за пределы заколдованного круга, по которому вот уже два десятка лет бегает от одного лживого штампа к другому «наше новое кино»: от невинно репрессированных «политических» к кровожадным смершевцам, от штрафбатов к заградотрядам. Там, внутри этого круга, по-прежнему прячутся в тумане забвения всякого рода «сволочи» и «последние бронепоезды». Там влачат жалкое существование майоры пугачевы и генералы котовы: забытые зрителем, никому не интересные и никому не нужные, отравляющие воздух, память и души.

А «Брестская крепость» (пусть и с большими оговорками) вышла в то пространство, где существуют и будут существовать «Судьба человека» и «Баллада о солдате», «Они сражались за Родину» и «В бой идут одни старики», – в пространство настоящего кино.

Конечно, было бы ошибкой сказать, что фильм Александра Котта и Игоря Угольникова лишен недостатков: они есть. Нить повествования периодически рвется, да и без доли вымысла (взять хотя бы эпизод с немецкими диверсантами на железнодорожной станции) все же не обошлось. Слишком уж тяжелые гири тянут ко дну, и даже огромного желания снять отличное кино недостаточно, чтобы окончательно перебороть негативные тенденции двух последних десятилетий в нашем кинематографе. Но удивительно вот что: хотя создатели фильма совершенно избежали политического подтекста, они не стали и под знамена той порочной «новой доктрины Победы», которую навязывают нам сегодня, – мол, в войне победил народ, причем победил не благодаря, а вопреки власти. Нет, создатели «Брестской крепости» сделали то, что казалось уже невозможным: сняли правдивое кино о том, как простые советские люди защищали свою Родину, – кино о той войне, которая началась в Бресте, а закончилась в Берлине.

 

P.S. В фильме сказано, что майора Гаврилова после войны (он был освобожден из плена) репрессировали. Увы, это одна из тех ложек дегтя, которые несколько смазывают впечатление от фильма. На самом деле герой обороны Брестской крепости майор Гаврилов после окончания войны был восстановлен в прежнем звании.


ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС

Гроб.

Кинокамера.

Один актер.

Что можно сделать, имея такой небольшой «набор»?

Сборная команда американских, французских и испанских кинематографистов доказывает: можно сделать как минимум отличное кино.

Ах да, вот еще что – необходим сильный сценарий.

И тогда фильм «Погребенный заживо», с таким знакомым по второсортным «ужастикам» названием, окажется впечатляющей до мурашек драмой с крепким политическим подтекстом.

Когда после налета иракских повстанцев на автоколонну водитель-американец Пол Конрой очнулся в гробу, он вряд ли мог подумать, что ему придется не только побороться за свою жизнь, но и узнать, как на самом деле работают те странные машины, имя которым – «государство» и «бизнес». И открыть для себя горькую правду о том, что вещи, в которые он верил с детства, на самом деле лишь иллюзия. Чтобы понять, как в действительности устроена жизнь, достаточно малого: сотового телефона, который Конрою сунули в гроб, чтобы просить у властей деньги на выкуп, и полутора часов времени.

Законопослушный человек, Пол уверен, что государство не оставит его в беде. В конце концов, он честно платит налоги и много работает, – да, из-за проклятого кризиса пришлось устраиваться на работу в Ирак, но ведь он не военный и никого не убивает, он лишь возит грузы. И конечно, верит он, если что – на помощь ему должны прийти спецслужбы, дипломаты, войска… И его работодатель, наконец!

Но вот это «если что» случается. И тогда выясняется, что власти с террористами не торгуются, спасатели просят первым делом назвать номер социального страхования и вообще не беспокоить по пустякам («вот убьют – тогда и приходите!»), а работодатель… Кстати, Пол, вы в курсе, что вас уволили еще рано утром? Ах, не знали? Что ж, это печально, но вы сами виноваты, что сели за руль.

Так что когда на одной чаше весов оказываются человеческие жизни, а на другой деньги и то, что именуется репутацией (которая потребна исключительно для того, чтобы получать еще больше денег), – перевесит отнюдь не первая.

Фильм удивительно точно показывает, насколько иллюзорны представления обычного человека об устройстве государства и общества. Государство берет на себя право говорить и поступать от имени простых людей – но вовсе не собирается их защищать, когда этим людям выставляют кровавый счет за дела их государства. Заточенный в гробу – это ли не символ предельной атомизации человеческого общества, к которой нас ведут под лозунгами свободы личности? Один человек в кадре на протяжении полутора часов – и ничего больше: может ли быть более впечатляющая картина одиночества? Все простые человеческие связи оборваны, и даже слова о спасательной операции оказываются ложью, – а как иначе может быть в мире, где каждый сам за себя? И собственно, даже нет нужды заколачивать кого-то в гроб живьем: ведь ты предельно одинок в жизни, и твоя судьба не заботит ровным счетом никого. Таков «прекрасный новый мир», строящийся под знаком борьбы с тоталитаризмом – и обращающийся в кошмар гораздо более страшный, чем все фантазии о диктатурах.

Так что, пожалуй, каждому, как и простому американскому водителю Полу Конрою, стоило бы задаться несложным вопросом: да, человеческая жизнь – высшая ценность, вот только с чего мы, обычные люди, взяли, что в этом прекрасном новом мире речь идет о наших жизнях?


 
По теме
Автор рассказов, повестей и очерков на башкирском и русском языках Мавлида Ахмедьянова из Мечетлинского района вошла в число победителей республиканского литературного конкурса патриотических произведений «Голос эпохи».
Данный проект – это однодневные туры по Республике Башкортостан для граждан пенсионного возраста 55+  из Указа Главы РБ от 01.10.2020 N УГ-417 (ред.
Ежемесячный детско-юношеский журнал на башкирском языке издается с марта 1929 года.
Ирина Волк, телеграм - Башинформ Фото:Ирина Волк, телеграм Сотрудники управления МВД России по Стерлитамаку при мониторинге интернета выявили видеозаписи, на которых интернет-стример допустил высказывания, оправдывающие терроризм,
Башинформ
Внимание! Розыск! - УФССП по Республике Башкортостан Отделением судебных приставов по Стерлитамакскому району ГУФССП России по Республике Башкортостан за неуплату денежных средств на содержание несовершеннолетней дочери разыскивается Азнаев Азамат Дальмирович.
УФССП по Республике Башкортостан
В Уфе пройдет совещание по борьбе с онкологическими заболеваниями - Красное Знамя Как сообщает пресс-служба министерства здравоохранения Башкортостана, 29 марта в Уфе пройдет совещание «Борьба с онкологическими заболеваниями в Республике Башкортостан: диагностика, лечение, маршрутизация».
Красное Знамя
                                                                                                        На заседание Совета                                                                                              
ОМВД по Нефтекамску