Так говорил маэстро

Айдар ХУСАИНОВ
              Это интервью известный композитор, заслуженный деятель искусств РБ и РФ, лауреат международных и всероссийских конкурсов, бывший председатель правления Союза композиторов РБ, бывший секретарь Союза композиторов России Салават Низаметдинов дал мне шесть лет назад, как раз перед своим пятидесятилетним юбилеем. Должен повиниться перед ним – оказывается, это всего лишь второе и последнее в жизни интервью, которое я взял у него. Это остро ощущается именно сегодня, когда прошло уже девять дней со дня его кончины. Давайте вместе вчитаемся, давайте услышим то, что хотел нам сказать наш великий современник. Да упокоится его душа в раю!
Салават Низаметдинов:
– Честно сказать, никогда не пытался проанализировать то, чем занимаюсь. И вот недавно как-то остро ощутил, что нет у меня возможности сесть за серьезную работу, потому что текучка занимает все время.
– Сейчас юбилеи происходят каждый день. Вы решили устроить семь концертов, чтобы как-то выделиться среди этой череды юбилеев?
– Не так давно я решил посмотреть, проанализировать то, чем занимаюсь. И оказалось, мне есть что показать людям, и особых усилий для этого прилагать не надо, потому что у меня все исполнено, вся моя музыка в репертуаре у наших коллективов. Я просто разделил концерты по жанрам.
Юбилей – это все-таки не почивание на лаврах, это работа. Вот после первого концерта, который прошел 16 февраля, я остро ощутил, что у меня есть проблемы в симфонической музыке. Ее надо пересматривать, дорабатывать. Ругал себя конкретными словами за упущения – вот тут надо переделать, тут добавить, тут заменить, тут можно было лучше написать.
Но в целом я доволен, что моя музыка востребована, хотя, конечно же, предела совершенству нет.

– Вы председатель правления Союза композиторов. Тем не менее, у вас есть хулиганские песни на стихи Пауля Госсена. Чем это можно объяснить?
– У всех творческих людей есть такие выходки. Попало под настроение – вот и написал. На самом деле, это только кажется хулиганскими стихами, это по-доброму грубая, жизненная ситуация. И эти песни в репертуаре серьезных хоровых коллективов стали даже их визитной карточкой.

– Все ругают конъюнктуру, а вы не боитесь признаться, что пишете заказные произведения…
Я не «все», я сторонюсь того, что делают все. Конъюнктура в хорошем смысле – это материальная обеспеченность, это востребованность. Разумеется, это надо делать на хорошем уровне, чтобы было легко и изящно, а не грубо и топорно.
Но если ее ругать, то и «Священная война» тоже конъюнктура. Я такую конъюнктуру уважаю.

– Сегодня считается модным писать на какие-то абстрактные темы, посвященные мифическим общемировым ценностям и ругать местечковую культуру. Что вы об этом думаете?
Я мало задумываюсь о местной культуре, если вы это имеете в виду. Понятно, что нам, композиторам, нужен хороший литературный материал для сочинений. Я когда выбрал поэму Мустая Карима «Черные воды» для своей оперы, интуитивно понял, что это не про патриотизм, а, скорее, про маленького человека на войне. Мне стало интересна фигура труса, малодушного героя. Война – это же страшно! Я бы, наверное, тоже испугался, если бы на меня танк пошел…

– Сегодня вы единственный композитор, который выдает оперу за оперой. С чем это связано?
– Когда это начиналось, у меня был одна задача – прорвать глухую оборону Загира Исмагилова. Тогда ставили только его оперы, он был герой нашего времени. Было проблематично поставить что-то другое.
Спасибо Радику Гарееву. Он в меня верил, помогал мне. И это был, конечно, прорыв.

– Как себя чувствуете сейчас, когда Вы всех победили?
– Я не думаю, что кого-то победил. Я не воин в жизни, я воин в творчестве, вот где я побеждаю. Порой с помарками, но тем не менее.

– Чего бы Вы хотели от фестиваля? Ведь не каждый композитор может похвастаться таким объемом работы.
– Чтобы государство было заинтересовано во мне. Мне же немного надо – заплатить за квартиру, заправить машину, дочке платьишко купить. Я люблю роскошь, но деньги для меня все-таки не главное.
Однако на меня, в силу разных причин, видимо, имея в виду мой физический недостаток, никогда не смотрели как на фигуру, которую можно и нужно растить, как Загира Исмагилова. С другой стороны, без поддержки я не могу поехать в Дом творчества, я ни разу не был за границей – просто не могу себе этого позволить. Это мы сегодня хорохоримся, а что будет дальше? Дальше мне будет шестьдесят, и я не смогу так же работать, как сегодня. А сегодня я не могу работать, как в тридцать лет – сутками напролет. Но сетовать – глупо, есть данность, и с ней надо мириться.
На меня слишком много глядят в том духе, что вот пусть он сделает еще и еще, а мы посмотрим. А может, эта шумиха с фестивалем и произошла от мысли, чтобы увидели наконец?
Если не увидят – я уеду из Башкирии, буду пытаться себя реализовать где-нибудь еще.
В смысле наград я ничего не прошу, но хочется какой-то материальной обеспеченности.

– В Интернете бьет рекорды популярности песня Земфиры, которую она исполняет на башкирском языке. Это Ваша песня на стихи Танхылу Карамышевой «Кайда».

– Земфира в Комсомолке как-то говорила, что любит меня как композитора. Она училась в нашем училище, я там преподавал. Обидно, конечно, что разминулись.
Я очень люблю ее песни, особенно ее поэзию. Музыка у нее отточена, продуманна. Так и должна она работать.
В ее жизни произошел случай, и она состоялась. Я, кстати, очень верю в случай. Он бывает только раз в жизни. Тогда можно состояться.

А как вам другие наши певцы?
– Мне нравятся ранние песни Шевчука. Поздние мне чужды – он слишком углубился в себя, в мрак и бесприютность, беспросветность своей жизни. Люблю группу «Любэ», уважаю Пугачеву. Вот кто конъюнктурен всегда, в хорошем смысле слова. Своим мастерством мне нравится Лариса Долина.

– Сегодня поэзия если где и живет – то только в песнях, потому что СМИ поэзию не печатают…
– Сейчас и пресса, и теле-, и радиоэфир нуждаются в том, чтобы заполнить себя. И есть мнение, что хорошо только что-то жареное. Это болезнь времени. Вот пройдет еще немного, народ станет жить побогаче, появится какая-то обеспеченность – и он задумается о жизни. Тогда поэзия снова появится.
С другой стороны, чем хорошо наше время, – если не нравится газета без стихов, – не читай ее. Выключи телевизор и радио, слушай кассеты и DVD.
Сейчас и классическую музыку по телевидению не услышишь. Но вот мой ученик Дима Буров записал фонотеку – собрание более чем двухсот радиоспектаклей. Я прихожу домой, ложусь на диван и слушаю их. Телевидение я не смотрю, и детей к этому приучаю.

– А как насчет других «благ» цивилизации – той же кока-колы, к примеру?
Я им не запрещаю ее пить, но они уже чувствуют, что это дрянь. Я им говорю: «Лучше айран пейте!» Или вот банан – это же не наша пища. В этом отношении я патриот.

– Я прочитал в Интернете, как известный наш драматург Флорид Буляков жаловался вам на жизнь. На что вы ему ответили: «Но, Флорид, ты же не слепой!»
– На самом деле я не думаю, что быть слепым это плохо. То есть это, конечно, плохо, но есть случаи, когда людям куда хуже, чем мне. Так что напрасно мы порой ропщем на жизнь. Все наши стенания — это херня на постном масле.
Я же не зря живу, у меня были и есть радости в жизни. Я счастливый человек. Я страдал, меня предавали, и я, к сожалению, тоже. Я никого не боялся, не комплексовал. То, что я слепой, может, мне и помогло, потому что в самом начале меня могли добить и не добили.
Жены мои – все красавицы. Вот если бы дурак был – тогда да, было бы гораздо хуже. Значит, Аллаху так было угодно.
Просто у меня в жизни установка такая – нет безвыходных ситуаций, было бы только желание выйти из нее. А такое желание есть.
Я очень верю в связь с Богом, с Космосом. У меня есть знакомый экстрасенс. Он меня учить слышать себя, правильно мыслить.
Сейчас у меня время расцвета, и главная задача – свои силы правильно распределить. Это тоже талант, это не все могут. Кто-то ведь сгорает на этом этапе. Так что надо успокоиться.
Мы же много мелочимся, тратим свои силы не на то, выясняем отношения, гоняемся за мелочами. А надо быть попроще, и все тогда получится. Бог все расставляет по своим местам.

– Успокоиться — это ведь еще значит и отказаться от чего-то. Отчего Вы отказались?
– Я отказался от погони за деньгами. Я сейчас работаю на будущее. Я жене так и говорю: «Я теперь семейная сберкнижка!» Зарабатываю только прожиточный минимум – и все.
Хотя мечта выиграть миллион долларов у меня еще есть. Но все же главное для меня – творчество, ничего другого я не умею и не хочу делать.
Сейчас мне нужно выходить на российский и мировой уровень. Такая передо мной стоит задача. Хочу, чтобы мою оперу поставили в «Ла Скала», в «Гранд Опера», в Москве. Как поется в песне, «надо быть спокойным и упрямым, чтоб порой от жизни получать»...

 
По теме
Автор рассказов, повестей и очерков на башкирском и русском языках Мавлида Ахмедьянова из Мечетлинского района вошла в число победителей республиканского литературного конкурса патриотических произведений «Голос эпохи».
Под Уфой произошло крупное ДТП: столкнулись десять машин, половина из них — фуры - Сетевое издание Республика Башкортостан В эти минуты на трассе М-5 в Уфимском районе работают сотрудники МЧС России и Госкомитета РБ по ЧС, и ГИБДД, и скорой помощи… Под Уфой произошло крупное ДТП: столкнулись десять машин,
Сетевое издание Республика Башкортостан
Совет по качеству - ГБУЗ РБ ГКБ №13 28 марта в ГБУЗ РБ ГКБ № 13 г. Уфа состоялся 34 Совет по качеству.  Понятие «качество» многогранно.
ГБУЗ РБ ГКБ №13
В Уфе пройдет совещание по борьбе с онкологическими заболеваниями - Красное Знамя Как сообщает пресс-служба министерства здравоохранения Башкортостана, 29 марта в Уфе пройдет совещание «Борьба с онкологическими заболеваниями в Республике Башкортостан: диагностика, лечение, маршрутизация».
Красное Знамя