Швондеры и художники

Светлана ГАФУРОВА
              Существует известное изречение – художника обидеть может каждый. Еще легче, когда это две хрупкие, беззащитные женщины.
Ольга Цимболенко, молодая талантливая художница, член Союза художников России и Башкортостана, готовится сейчас к своей самой значительной персональной выставке в художественной галерее на улице Революционной в Уфе. Открытие – 24 июля.
Ольга работает в своей мастерской, расположенной по улице Калинина, 65. Получила она эту мастерскую всего два года назад. И очень радовалась, хотя работать в ней не могла еще долгое время: приводила сильно запущенное помещение в порядок. Своими силами.
– Мастерская с высокими потолками, с большими окнами для художника – большое счастье,– рассказывает мне Ольга. – И основную массу своих новых картин я написала именно здесь.
Здесь же по соседству, за стеной, находится и мастерская художника и скульптора-керамиста Ляли Галеевой, также члена Союза художников России и Башкортостана. О ее незаурядном таланте говорит тот факт, что работы художницы хранятся в частных коллекциях в Германии, во Франции, в Канаде и других странах мира.
В этих двух мастерских побывал недавно Йос Стеллинг, культовый голландский кинорежиссер, очень любящий Россию и снявший в последнем своем фильме «Девушка и смерть» таких известных российских актеров, как Сергей Маковецкий и Рената Литвинова. Йос был просто поражен и очарован как работами уфимских художниц, так и творческой атмосферой их прекрасных мастерских. Йос сказал своим гостеприимным хозяйкам, что    в Европе давно уже нет такой творческой атмосферы, какую он увидел в Уфе, а русские – такие живые люди.
Оксана Максимчук, также голландский режиссер с русскими корнями, ныне живущая в Амстердаме, сняла документальный фильм о двух замечательных уфимских художницах.
Так что вполне определенно и уверенно можно сказать, что два этих творческих и весьма одаренных человека создают имидж Уфы, как культурной столицы России. Тем более, что и картины Ольги Цимболенко, и керамические работы Ляли Галеевой хранятся во многих музеях России, в том числе и в нашем художественном музее имени Нестерова.
В своей чудесной мастерской, которую она арендует с 1998 года по этому же адресу, Калинина,65, Ляля Галеева принимала жену посла Индии. И, наверняка, во время предстоящего саммита ШОС и БРИКС в 2015 году эта мастерская смогла бы достойно представить уфимскую культуру высоким гостям со всего мира.
Смогла бы… Но… 17 июля обе художницы получили уведомление от Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации города Уфы об освобождении помещений. Основанием стала, якобы, жалоба жильцов на неуплату коммунальных услуг, на использование художественных мастерских не по назначению и на дым от керамической печи.
Уведомление застало художниц врасплох. Ляля Галева находилась в это время на Международном симпозиуме, организованном при содействии Министерства культуры РФ, «Байкал-керамистика – 2014». А Ольга Цимболенко, как уже упоминалось выше, готовила 70 работ к своей персональной выставке. Теперь обе, потеряв покой и сон, думают, что делать. О творческом вдохновении, о спокойной работе не идет уже и речи.
Правда, приехал к ним на днях представитель городского КУМСа и предложил в качестве альтернативы другое помещение – подвал на улице Кольцевой, 25. Но эта альтернатива больше похожа на глумление. Подвал высотой в человеческий рост, лишенный окон и элементарных удобств в виде клозета, вряд ли будет способствовать творческой работе. Тем более туда невозможно занести печь для обжига керамики стоимостью в миллионы рублей, разве только распилить на несколько частей. Настаивая на таком варианте, КУМС просто поставит крест на творчестве керамиста с мировым именем. А в миллионной Уфе художников-керамистов раз-два и обчелся, всего пятеро…
Словом, история так выразительно и талантливо описанная в романе Михаила Булгакова «Собачье сердце», актуальна и в наши дни. Тонкие, интеллигентные, культурные люди абсолютно беззащитны перед управдомами швондерами, которые считают, что вправе следить, и управлять тем, чего не понимают. Вынюхивать, кто к кому пришел и кто где ночует, контролировать, а внесли ли соседи плату за коммунальные услуги, покрасили ли входную дверь, отремонтировали ли крыльцо и так далее. А если им что-то не по нраву или просто скучно и нечего делать, то начинают строчить жалобы и доносы куда следуют. Им никак не объяснишь, что нельзя художника общими мерками мерять, это же не коммерсант, не торговец водкой или пивом.
Впрочем, в этой истории вполне возможен и другой мотив. Кому-то просто понравились эти двести метров на красной линии, и захотелось их «отжевать», как сейчас модно говорить, для использования «по назначению», то есть для получения прибыли, возможно, именно с торговли той же водкой или пивом. Жалобы организовать, имея деньги, сегодня особых проблем не представляет. Не берусь утверждать, что это факт. Это просто предположение…
Но поскольку договор об аренде мастерских был подписан между Союзом художников РБ и КУМСом Уфы в лице заместителя управляющего Комитетом Тамары Михайловны Пушкаревой, то естественно, что за комментариями нам пришлось обратиться именно к ней.
Вот что поведала Тамара Михайловна:
– По этому адресу мастерские художников находятся уже лет пятнадцать. Но пошли жалобы от граждан. Причем, граждане пишут в прокуратуру Орджоникидзевского района, в Горжилинспекцию.
– Но арендаторы мастерских утверждают, что не видели этих жалоб…
– У нас договор не с ними, а с некоммерческой организацией Союз художников Башкортостана. Председатель Союза художников РБ знаком с этими жалобами…
– А в чем их суть?
– Суть в том, что сейчас, когда ввели общедомовые налоги, граждане стали все считать. И авторы писем (вернее, автор один – ред.) говорит, что не совсем хорошо ухаживают художники за домом.
В субъектах Российской Федерации можно по пальцам перечесть объекты, которые бесплатно предоставляются творческим союзам. У нас в городе 200 таких творческих мастерских, арендаторы оплачивают только стоимость коммунальных услуг и не платят за аренду. Соответственно мы просим, чтобы художник поддерживал помещение в порядке. У нас сегодня законодательство построено таким образом, что определяющий фактор – жители, граждане…
– И граждан, населяющих этот дом, чрезвычайно огорчает вид не покрашенных дверей художественных мастерских?
– Нет, не только. Если вы живете в квартире, то вы должны заботиться о подъезде, о дворе…
– Не думаю. Мы сегодня платим квартплату по таким тарифам, что жилищникам должно хватать не только на скамейки во дворах, но и на космические ракеты в них…
– Есть просто нормальное человеческое отношение к дому своему, к гражданам, живущим в нем. Да пойди они устрой праздник детям, или организуй детский клуб – никто бы и не жаловался! У граждан возникают сомнения, почему художники своевременно не платят…
И вот здесь мне стало уже совсем интересно. У меня почему-то никогда не возникало даже мысли полюбопытствовать, а платят ли мои соседи за квартиру или нет. В голове никогда даже намек на идею не рождался проверить, а кто ночует сегодня у соседки, а правильные ли она фильмы смотрит, с правильными ли людьми общается и так далее…
Странно как-то это?
Но Тамара Михайловна, вновь сославшись на ОДН, заявила, что жильцы очень живо интересуются этим вопросом сегодня и вправе этим интересоваться.
Далее наш разговор продолжался в том же духе. Я поняла одно: у чиновников есть своя логика, которую нам, простым смертным достаточно трудно уловить. В частности, Тамара Михайловна рассуждала об установлении человеческих контактов с руководством, с теми людьми, от которых зависит пребывании художниц в мастерских.
Нет, конечно, ни в коем случае не могу даже помыслить о том, что можно причислить уважаемую, высокопоставленную и известную всему бизнес-сообществу Уфы руководительницу к швондерам, строчащим жалобы. Тем более, что Тамара Михайловна призналась, что сама она по образованию художник-дизайнер. К тому же пять лет она проработала заместителем министра культуры республики и в вопросах художественного творчества разбирается, о чем говорят, например, шикарные работы местных уфимских художников, украшающие ее кабинет.
Но все же я почувствовала, что моя собеседница явно не на стороне потрясенных и просто ошарашенных решением КУМСа уфимских художниц.
Они опасаются, что завтра реально окажутся на улице, хотя все вопросы по оплате, конечно же, решили. Ольга Цимболенко даже влезла в большие долги, надеясь на предстоящую выставку…
Получается, что как бы в этой истории швондеры и чиновники формально правы. А художникам нечего противопоставить этой правоте кроме своего вдохновения и своих прекрасных работ, которые ценятся во всем мире и по всей России.
Может, все же оставить художниц в покое и дать им возможность работать и творить и далее?
Особый же цинизм ситуации в том, что эта нехорошая история случилась в год, объявленный Годом культуры и в России, и у нас в Башкортостане.
Художника всякий может обидеть. Недаром во все века и времена его брали под свое высокое покровительство сильные мира сего. Потому, что понимали: их имена останутся в истории только рядом с именами Творцов! А швондеры канут в Лету бесследно…

 
По теме
№ п/п Мероприятие Наименование предприятия Адрес проведения мероприятия Дата Руководство (ФИО, контактные данные) 1 Прием нормативов ГТО МАУ ДО СШ ФОК «Яшьлек» с.Старобалтачево, ул.
Празднование Масленицы прошло в Башкирском ГАУ Организатором мероприятия выступил экономический факультет Большое праздничное гуляние «Масленица» было организовано и проведено заместителем декана по воспитательной
От всей души поздравляю нашу землячку, уроженку д. Таштюбе, певицу, телеведущую, руководителя Уфимской детской филармонии г. Уфы Гульсину Мухамадееву с Почётным званием «Заслуженный артист Республики Башкортостан»!
22 марта 2024 года магистранты Башкирского государственного медицинского университета направления подготовки «Социальная работа»,
В Сибае местный житель предстанет перед судом за убийство мужчины - Следственный комитет Сибайским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Республике Башкортостан завершено расследование уголовного дела в отношении 68-летнего местного жителя по факту совершения им общественно-опасного деяния,
Следственный комитет
Совет по качеству - ГБУЗ РБ ГКБ №13 28 марта в ГБУЗ РБ ГКБ № 13 г. Уфа состоялся 34 Совет по качеству.  Понятие «качество» многогранно.
ГБУЗ РБ ГКБ №13
Конкурс чтецов выявил много одарённых студентов-медиков, влюблённых в поэзию. - Красное Знамя 21 марта в Нефтекамской городской больнице совместно с будущими коллегами из Нефтекамского филиала Бирского медико-фармацевтического колледжа прошёл праздник, посвящённый Всемирному дню поэзии.
Красное Знамя
ПОЗДРАВЛЯЕМ! С Юбилеем!!! - РКИБ Сегодня у нас аж целых два юбилея - у заведующего инфекционным отделением №2, врача-инфекциониста Розы Зуфаровны Гумеровой и Алёны Наиповны Бургановой – врача-инфекциониста, к.м.н., доцент кафедры инфекционных болезней БГМУ.
РКИБ
"Учитель года Башкортостана" 2024 года! - Отдел образования 28 марта в концертном зале "Башкортостан" состоялись церемония закрытия и завершение Республиканских конкурсов: "Молодой учитель года", "Учитель татарского языка и литературы",
Отдел образования
Мелким бесом «Чичиков» внедрился в НМТ… - Вечерняя Уфа В Национальном Молодежном театре РБ имени Мустая Карима 5 апреля пройдет премьера спектакля «Брат Чичиков», в основу которого положено знаменитое произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»,
Вечерняя Уфа