30 октября 2018 года в Институте истории и государственного управления прошло заседание научного семинара «История башкирского народа»
Семинар прошел в необычном формате, так как к нам был приглашен кандидат исторических наук Ниль Ишемгулов, преподаватель ГПБОУ Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники.
К Дню Республики в издательстве «Китап» вышла его монография «Образование Башкирской республики».
Автор монографии представляет иную точку зрения о событиях, произошедших сто лет назад. В своих исследованиях Ниль Уралович последовательно проводит мысль о том, что башкиры выступали как часть всероссийского демократического движения, но имели и свои отличия, которые были напрямую сязаны с историей башкирского народа и специфичностью вопроса о вотчинных землях башкир. Башкиры в составе Российской империи оказались единственным народом, который вплоть до начала ХХ века сохранял вотчинные права на земли. Эта важная деталь определяла специфику поведения башкир и башкирского правительства в те годы.
Автор на материалах опубликованных и неопубликованных источников, часть которых имеет уникальный характер. Это документы национальных съездов, Башкирского центрального шуро, материалы о так называемом "бандитском движении", т.е. о выступлениях башкир против Советской власти в 1920-1921 гг. На такой широкой источниковой базе оказалось возможным воссоздать общественно-политическую ситуацию, сложившуюся на юге Башкортостана в тот период, показать причины, силу и масштаб народных выступлений.
Много задается вопросов о нахождении Башкирского правительства в белогвардейском лагере. В своей работе автор подчеркивает, что оно ориентировалось на его демократическое крыло, представленное социалистическими партиями. Лидеры национального движения, постоянно подчеркивая автономность и беспартийность своего правительства, предпринимают энергичные меры по законодательному оформлению автономии.
Ведя речь о Соглашении марта 1919 года Ниль Уралович подчеркнул, что причиной столь резкого поворота от «белых» к «красным» были не политические амбиции лидеров национального движения, а кризис самого «белого движения» и их отказ от своих демократических идеалов с курсом на реставрацию монархии. Соглашение оказалось уникальным явлением , так как созданный Башревком имел полномочия, больше, чем любое политическое движение в России. Но политические реалии оказались иными, местные большевики и Москва планомерно старались уменьшить роль Башревкома, что свело на нет все договорные отношения 1920 года.
Особый интерес в работе Ниля Ишемгулова представляет третья глава «Национальный вопрос в Башкортостане в 19201921 гг.», в которой автор рассматривает историю башкирского движения, редко освещаемое в научной литературе. Насильственные методы управления, при полной поддержки Центра, привело к стихийному восстанию башкир, в конечном итоге оформившееся в организованное национально-освободительное движение. Характерная черта выступления была в направленности не против большевиков и Москвы, а против правительства Башкирии под руководством Г. Шамигулова. В итоге, Шамигулова отозвали из республики, конфликт был разрешен мирным путем. Национальная республика сохранилась, хотя такое положение дел не устраивало большевиков. После Х съезда РКП(б), проведенная в республике чистка партии исключила из состава коммунистов преимущественно лиц башкирской национальности. Таким образом, башкиры были отстранены от управления и общественной жизни в республике.
Интересный доклад и новые факты из истории образования БАССР вызвали много вопросов аудитории. Они касались содержания архивных документов, обнаруженных Нилем Ишемгуловым, истории басмаческого движения и участия в нем Заки Валидова, о роли Курбангалеевых в истории национального движения и многое другое.
Презентация монографии оставила хорошее впечатление и от самой работы, и от общения с автором.
Руководитель научного семинара доктор исторических наук, профессор Б.А. Азнабаев подводя итог, отметил, что обращение к истории Башкирской автономии в юбилейный год наполнено глубоким смыслом, и автономию 1919 года можно рассматривать и как итог длительной, многовековой борьбы башкирского народа за свои права.