Руслан Карамышев, советник Совета по государственно-конфессиональным отношениям при главе РБ:
- На выставке довелось услышать достаточно много мнений, к примеру, один из духовных лидеров сказал: «Вот он, настоящий ислам, не то что показывают по телевизору – казни, ИГИЛ, террористические акты. Не те люди, уничтожающие сокровища мировой культуры в Пальмире и других городах, а те, кто выражает свою душу в произведениях искусства».
Мы часто ездим по районам, общаемся с молодежью, и всегда возникает один и тот же вопрос: «А чем заменить пропаганду насилия, жестокости, убийства, «токсичного» контента в Интернете?» Ответ лежит на поверхности: его надо заменять достижениями исламской культуры и религиозной науки.
По-разному складывается диалог с европейскими, американскими, азиатскими государствами. Когда появляются данные о том, что с территории Башкортостана люди уезжают в незаконные вооруженные формирования, мы воспринимаем это как нашу недоработку: значит, там они нашли то, чего не нашли здесь.
Мухамет Галлямов, имам-хатыб мечети «Ихлас»:
- Арабская пословица гласит: «Люди враждуют с тем, чего не знают». Внимательное изучение всех крупных исламских течений показало, что сходств среди них гораздо больше, чем противоречий. Все мусульмане убеждены – у них один Всевышний, все они верны Корану, читают намаз, соблюдают пост, совершают хадж, знают, что между ними всегда должны быть дружеские отношения.
Ни цвет кожи, ни национальность не должны разъединять людей. Великие духовные лидеры, независимо от того, сунниты они или шииты, никогда не противостояли друг другу, а сохраняли гармонию и миролюбие. Ислам принес единство и сплоченность тем, кому вражда не давала спокойно жить. Коран же призывает всех к единству – и даже христиан и иудеев – и напоминает об общих корнях.
Сегодня широко развивается башкирский туризм: скоро от нашей мечети отправится группа священнослужителей для показательного тура по Ирану.
Валиахмет Гаязов, муфтий Республики Коми:
- В нашем регионе Духовное управление мусульман существует уже 27 лет. Нам, уроженцам Башкортостана, ученикам Талгата Таджуддина, удалось создать мусульманский центр и девять религиозных общин там, где никогда прежде не было мечетей.
Философы утверждали: «Если бы замолчал тот, кто не обладает знанием, то исчезли бы разногласия». Когда мы говорим о салафитах, то подразумеваем преступное сообщество, тех, кто присвоил себе чужое имя. Они, отделившись от суннитского ислама, провозгласили себя носителями религиозной чистоты и праведности. Для них важно выносить такфир (то есть объявлять человека неверующим) тем, кто не присоединяется к ним.
Если человек утверждает, что он мусульманин, признает столпы ислама, совершает намаз, то никто другой не может объявить его вне веры.
Флюр-хазрат Арсланов, Главный муфтий Ростовской области:
- Я поймал себя на мысли, что культура, прежде всего, – это мы сами. Она не должна вдалбливаться в головы, как это показывают по телевизору. Только подумайте, Сирия была культурной страной, и кто-то пришел и начал разрушать эту красоту. Сегодня молодежь активно приходит в религию, и старшее поколение должно показывать им хороший пример. Если мы будем замалчивать, стыдливо прятать глаза, завтра вырастет бурьян. Юношеский максимализм никто не отменял: мы тоже такими были, но наши родители учили нас терпению. И если к любому ребенку отнесемся как к своему, то никто не уйдет из дома. Необходимо приобщать детей к прекрасному, только в этом случае дурные мысли покинут их.
Азиз Мичигишев, главный редактор газеты «Ас-салям», Дагестан:
- Нам, мусульманам, есть что рассказать представителям других конфессий. Ведь ислам дал миру выдающихся деятелей культуры, литературы, медицины и науки. Всем известен Ибн Сина, по книгам которого учились в университетах. Даже в работах Шекспира находят сюжетные аналогии, присущие исламской поэзии.
Мало кто знает, что ценности античной мысли были сохранены и переданы Западу, благодаря мусульманским ученым, которые аккуратно их переписывали. Впоследствии исламскими достижениями стали пользоваться не только в искусстве, но даже в личной гигиене.
Сириус Бозу, представитель посольства Ирана в РФ:
- Если человек не познает Коран, он не сможет называться мусульманином. Я прошу всех не употреблять эту запрещенную организацию «ИГ» и называть ее ДАИШ. Первое название придумали западные СМИ для того, чтобы ударить по нашей религии, и мы не должны повторять их ошибок.
36 лет тому назад, во время иранской революции, ярые националисты хотели отделить свои субъекты от Ирана. Они притягивали молодежь, давали им оружие. Боевые действия шли около трех лет, но вскоре решили, что враждой ничего не исправить, нужно больше работать с подрастающим поколением и не подвергать их информационной пропаганде ДАИШа. Мы открыли тематические клубы – от спортивных до религиозных.
Уже шестой год я привожу в Иран советского космонавта Георгия Гречко, на встречу с которым приходят тысячи молодых людей. И в первый его приезд один из иранских студентов спросил: «Вы были в космосе, видели ли вы Бога?». Он ответил: «Для того чтобы увидеть Бога, не обязательно лететь туда, достаточно лишь взглянуть на отпечаток своего пальца, и вы почувствуете что Всевышний существует». Вот так он смог ответить на непростой вопрос.
Отец Евгений (Шерышев), протоиерей, настоятель Свято-Сергиевского собора:
- Многое сделано, к примеру, в школах вводятся основы православной культуры, религии. Это – яркий показатель того, что без духовного развития люди существовать не могут. Мы проповедуем, учим прихожан, что жизнь в церкви не отделяется от жизни общества. И важно, чтобы за пределами храма ощущали те же чувства.
Недоверие и конфликты в основном возникают от незнания. И задача состоит в том, чтобы изучать ислам во всей его полноте. Люди поддаются пропаганде крайних течений, ваххабитов из-за того, что слабо знакомы с основами собственной религии. Любая религия – культура, позволяющая черпать духовные силы и расти морально.
Азат Бердин, кандидат философских наук:
- У Башкортостана можно перенять опыт взаимного диалога между конфессиями, но это не так просто, как кажется. В ходе исследований обнаруживаются интересные вещи. Например, чем депрессивнее районы, тем больше там религиозных групп и меньше миграции. С одной стороны – хорошо, но с другой – чревато большими рисками.
Уфа принимала саммиты ШОС и БРИКС, Конгресс востоковедов, Мусульманский фестиваль. Именно Башкортостан всегда являлся ключевым регионом России, где постоянно происходило взаимодействие ислама и других религий. Исторически так сложилось, что Центральный муфтият был создан здесь: только решив проблему с местной уммой, можно решать ее и в Поволжье, и в других регионах. Считаю, что фестивалю необходимо придать статус традиционного, и его центром сделать именно башкирскую столицу, которая служила бы интеграции мусульманских народов.
Индира МАГДАНОВА
Источник: Журнал Уфа
29.02.2016 14:36