К образованию большевиками БАССР


Образование БАССР: Как это было? Вместо предисловия. Вопрос образования БАССР меня уроженца Башкортостана, конечно же, очень даже интересует. Однако интересный этот вопрос, вместе с тем, и весьма не простой.



Не стану я, во всяком случае, пока распространяться ни про сложность этого вопроса, ни, как говорят, и как это есть на самом деле, за возрастающую его актуальность. И даже по историографии этого вопроса не стану я сейчас и здесь подробно говорить, ведь не на диc-cepтацию же по этой не простой теме, я решил подвигнуться, а всего лишь только вознамерился просто поразмышлять, подумать немного за это.

Впрочем, оговорюсь, по историографии и археографии этого вопроса можно найти богатый материал, например в обширнейшей документальной работе Билала Хамитовича Юлдашбаева «Национально- государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.). Документы и материалы: В 4 т./ Авт.- сост. Б.Х. Юлдашбаев» (1-7, далее по необходимости НГУБ). Этот материал представлен в первом томе указанной работы, в разделе «Историография и археография проблемы» (1, стр. 9-16). К слову, настоятельно рекомендую интересующимся означенным вопросом, обязательно прочитать и введение к этому первому тому (1, стр. 18-51), ну, и к последующим томам, конечно же, тоже. А про тот айсберг документов, представленных Билалом Хамитовичем в этом сборнике и говорить нечего. Можно, и перефразировать к этому ленинское, изучать, изучать, и ещё раз изучать всё это.

Также, историография этого вопроса широко представлена в разделе «Историографический обзор» Т. V работы тоже авторитетного, но уже коллектива, чей труд утвержден к печати Ученым советом Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук. Это «История башкирского народа: в 7 т., / гл. ред. М.М. Кульшарипов (8, стр. 7-12). Надо думаю отметить, что этот историографический обзор представлен под авторством главного редактора этого труда д.и.н. Кульшарипова М.М.

Продолжим. Кто начинает с печки, кто с «Воспоминаний», и прочих всяких, разных мемуаров, я же хочу начать с документов. Однако это чуть позднее, а пока несколько слов с небольшой книги или брошюры это моё некое «Вместо предисловия». Кстати, это несколько будет и за некоторую историографию этого, про историографию, скажем так, новейшего, или иначе, недавнего времени.

Относительно недавно, а точнее в 2006 году вышла небольшая, но интересная книга на эту тему автора Орлова С.А. (9). И что хочется сказать, книга эта, помимо своего содержания, примечательна ещё и её критикой. По содержанию книги, и за возможную личную её критику, наверное, может быть потом, и по ходу повествования, а пока хочется сказать немного про критику этой книги специалистами-гуманитариями.

Первым «мощно» обрушился на нее, конечно же, известный борец с «фольксхистори», кандидат философских наук Бердин А.Т. (10). Правильно, что хотя бы заключает в кавычки он это слово, поскольку чаще всего вся эта его борьба, это борьба с некоей не угодностью. То ли его воззрениям, то ли убеждениям, то ли специфике его работы, то ли всё вместе это у него. В общем, полный некий kampf это его. К слову же, я никак не понимаю его, Бердина слов: «Я ничего не должен ни власти, ни оппозиции» (10, р. «От автора»). Оппозиции ладно, хотя, что это такое у него и не понятно вовсе, а вот с первым совершенно резонен вопрос, он, что этот господин-товарищ в частной лавочке работает?

Однако далее. Хотя Бердин и пишет, что его упомянутая работа «не преследует собой обличительных целей», она, его работа как раз за это, и, причём почти до каждой запятой Орлова С.А., хотя и ...., но об этом далее. Надо здесь оговориться, этот его трудище посвящен обличению сразу двух изданий Орлова С.А. Но всё же, во всяком случае, по объему, она более всего вертится около вопроса образования БАССР. И у нас, именно об этом интерес, так что не будем здесь и сейчас на другое распыляться, да и желания нет.

И, конечно же, тем более не станем особо озадачиваться по его же Бердина речению «В крайнем национализме упрекнуть меня не сможет никто, знa-кoмый со мной лично либо читавший мои публикации. Что могут с чистой совестью подтвердить все мои русские, татарские и башкирские друзья — инженеры и офицеры, крестьяне и ученые, бизнесмены и служители Веры» (Там же). Ну, почти за весь мир земной расписался сей товарищ, причём и за разные социальные слои этого мира, что он не некий крайний. Знает ли только мир за это? К слову всё же надо заметить, сам себя он объявляет неким «традиционалистом».

Вместе с тем, по сути же, по главному вопросу об образовании БАССР от Бердина А.Т. в его писаниях более всего только лишь слова, что лидеры башкирского национального движения уже изначально «хотели, думали, мечтали, замышляли» этот «Большой Башкортостан». Или всё же, что замышлял, и что навоспоминал Заки Валиди.? Нет, конечно же, им Бердиным, приводятся и какие-то документы за около этого, ну, и они тоже вроде тех же протоколов о намерениях, желаниях, мечтаниях, а то и вовсе невпопад. А вопрос то этот решался в Москве. Образование БАССР, как бы не крутить, и не умствовать на этот счёт, это всё же и, прежде всего творчество большевиков, Ленина и компании.

Оговорюсь, я здесь всё же более имею в виду конечный результат, образование собственно БАССР, что ещё называют образованием изначально задуманной «отцами автономии» и непременно ими желаемой «Большой Башкирии». Желать то они может, и желали, а вот насчёт задумывать, это всё же вопрос. Нельзя не сказать, что и это желаемое, говорят, рассказывают, только часть некоего тоже вожделенного ещё большего «Исторического Башкортостана». А всё же, что касается желаний самого Заки Валиди, не так это, не так, но молчу, молчу пока.

Думаю я, никак не открою истины, что никакого конечного результата не бывает без его начала, чем в данном случае явились перипетии образования Башкурдистана очерченного в границах и выстраданного в мыслях Заки Валиди Тоганом, что как-то уже потом стали называть «Малой Башкирией».
Вот и попробуем разобраться со всем этим, и желательно вместе, но не торопите меня, пожалуйста.

Продолжая далее, надо заметить, сколько же много слов от нашего борца за всё и про всё многое разное. Есть, например такие «интересные» сведения, то ли Колчак был масоном, то ли полосатая братва, которая его адмирала чуть не порешила, была таковыми, то ли они все вместе в одной такой команде, в таковом сообществе состояли. В его, Бердина этих писаниях, есть и сведения, что некоторые «татарские националисты, из числа имеющих ученую степень» получается обзываются, «сквозь зубы величая его (Заки Валиди Тогана – И.Г.) не иначе как «Зеки Велиди Тоган», т.е. именем, принятым им в эмиг-paции, будто не зная его настоящую фамилию(Д.М. Исхаков)». Странен всё же он, этот наш философ в своей непримиримой борьбе.

Так ведь с этого господина и за величание Ульянова Лениным можно схлопотать, не говоря уж про кличку Коба любимого им одного усатого вождя народов.

Ещё, чуть к слову, за язык этого интеллигента. Когда, например, читаешь в этом его опусе такие строки про его любимого вождя: «когда перестрелял, как бешеных собак, почти всю «ленинскую гвардию», не возникает всё же вопроса, что перепутал он местоположения своих кавычек. И разве при этом, это его таковое не попахивает очень сочно настроениями тридцатых, тех кровавых Сталинских годов? Кстати, это моё настроение, этот мой вопрос не только с опыта прочтения только здесь упомянутых его слов. Может, всё же опоздал он со своим рождением? И, похоже, всё же не читал он слова Билала Хамитовича Юлдашбаева, полные чрез край негодования, что последыши этого вождя, неокоммунисты занялись его реабилитацией, и даже оправданием такого факта, как «зловещая акция «Большого террора», как расправа с «троцкими-зиновьевыми-бухаринами»» (1, стр. 60-61). А то рядится наш философ в некоего «традиционалиста», может всё же и в отмеченном его отдушина?

Думаю, что всё же уже лишним будет говорить про его эпитеты и высказывания в адрес авторам, коим бывает, он объявляется в своём kampfе неким оппонентом. Давний же уже обличитель и борец.

Однако продолжим. Совсем уже недавно, Орлов С.А. в своём блоге ЖЖ вспомнил , было про юбилей «переименования Уфимской губернии в Башкортостан», и вновь наш борец Бердин А.Т. воспылал гневом, словесами громкими, и очень даже шумными. И в частности теми, что объявил он «Это я да специалисты раскатали» (Орлова С.А. работу — И.Г.). Если, как я уже сказал, от самого Бердина А.Т. практически нет ничего весомого по сути означенного вопроса, то и от объявленных им специалистов Хамидуллина С.И и Таймасова Р.С. тоже никак не разгуляться за это (11).

Вместе с тем и по творению Бердина А.Т. и по упомянутой работе этих специалистов надо бы высказаться, пройтись подробнее, и местами непременно с красным карандашом. Но думаю все, же позднее, и только может быть, а сейчас некоторые общие замечания по их стараниям, включая и потуги нашего борца.

Прежде дальнейшего надо оговориться, у меня упомянутые тексты обличителей только файловые, интернетовские потому я не смогу однозначно конкретизировать номера страниц моих ссылок на их издания, и потому буду более выдержками из этих текстов oп-epировать, чем просто ссылками.
Помимо разного многословия у нашего борца в его работе превеликое множество всяких стенаний, причитаний, сожалений и замечаний. Начиная уже с того его, что стало непозволительно возможным размышлять о нашем бытии, о нашей истории без корочек историка, что он почти в начальных же строках своих писаний предъявляет Орлову С.А.

Увы, и у меня нет корочек историка БГУ, как впрочем, и у очень часто цитируемого нашим Историком одного доктора химических наук. Последнее, это, конечно же, дела их сердечного согласия, да, и действительно широко известен сейчас в некоторой гуманитарной области второй. Меня же эти его, этого Историка слова, всё же вынуждают оговориться. К его, этого Историка пренебрежению, путающего Бауманку с Физтехом, у меня дип-лoм второго, т.е. МФТИ, с присвоением квалификации инженер-физик. Однако, я то, никак не физик с корочек таких.

А вот этот господин уже Историк, надо полагать сразу же с дип-лoма БГУ. И, кстати, он получается уже ведь и Философ по специальности «Социальная философия» с корочек УГНТУ. И всё это таковое, наверное, правильно, и Историк, и Философ он.

Однако по случаю, и без ложной скромности, звание моей Альма Матер, всё же не позволяет второго, надо оговориться, т.е. просто вопросить, разве способностью к логическому a-нaлизу выпускник Физтеха должен уступать пусть даже такому выдающемуся выпускнику БГУ, как этот наш Историк и Философ?

К слову же, что такое обращение к историческим документам, и к временам, описываемых этими документами, как не логический a-нaлиз всего этого. Я же скромный технарь только на это и решился подвигнуться, посягнуть.

Впрочем, какие же здесь «биномы Ньютона», как любит красить свои речения (может и разбирается в этом?), этот наш кандидат философских наук Бердин А.Т.? Когда благодаря Юлдашбаеву Билалу Хамитовичу представлен почти целый айсберг документов по интересующей нас теме. Были и другие авторы, обращавшиеся к этому, и думаю, будут и они некоторые упомянуты в нашем повествовании, однако Билал Хамитович, он же и сам лично айсберг во всём этом.

И, между прочим, Орлов С.А, как замечает сам наш борец, как раз и «основывает свое исследование на официальном сборнике документов «Национально-государственное устройство Башкортостана / Авт.-сост. Б.Х.Юлдашбаев» (10, р.1). Что имел в виду наш философ под именованием «официальный сборник документов», очень трудно понять, неужели это какие-то претензии? Почему же тогда нет таковых к объявленным им специалистам? А у них, у этих специалистов, между прочим, ссылок на этот источник, на эту кладезь документов от Билала Хамитовича даже более чем у Орлова С.А. И, конечно же, правильно это. Однако и спотыкнулся я при их этом очень, все ссылки этих специалистов на этот богатый источник материалов, документов от Юлдашбаева Б.Х практически все мимо тех, кои приведены Орловым С.А. на материалы из этого же источника. Как это и почему?! Просто нонсенс какой-то.

А когда при этом вспомнил я слова этих специалистов, представленные в самом же начале их труда, что «История специфическая материя: при желании в ней можно отыскать что угодно» (подчеркнуто мной – И.Г.) (11, р. «Вместо предисловия»), мне стало очень даже грустно со всего этого. Расписались так, может быть господа-товарищи, что сами отыскивали, конечно же, не что угодно, а то, что надо? Как я уже выше высказался, об этом, если подробно, то может быть потом.

К слову, и наш борец тоже игнорирует ссылки Орлова С.А. на НГУБ, причём абсолютно все. Более того, он, Бердин А.Т. в своём писании вообще не часто обращается к этому источнику. Не более десятка раз и то только к содержанию первого тома. В приведенном им «Списке использованной литературы» второй и третий том даже не разделены по наличествующим частям. Действительно, зачем разделять, если собственно к содержанию этих томов нет ни одной ссылки.

Как посчитал сам Бердин (10, р.1), Орлов С.А. 61 раз из своих 161ссылок обращается к материалам из НГУБ. Заметим к этому, что к первому тому НГУБ Орлов С.А в своей брошюре обращается только один раз. Однако наш обличитель Бердин сумел пропустить в своих ссылках на первый том, даже эту важную, но единственную ссылку Орлова на стр. 208 этого тома.

В общем, наши обличители поступают на вроде того, что, потеряв часы в Теймясово, ищут их в Уфе. Неужели из-за того, что в Уфе улицы лучше освещены?

Однако далее. Наш борец объявляет, что у Орлова С.А. «остальные ссылки - так же из трудов, вполне официально изданных в Уфе: работ З.Аминева, В.Войнова, Р.Давлетшина, Р.Г.Кузеева, М.М.Кульшарипова, М.И.Роднова, Х.Сайранова, Ш.Типеева, Б.Х.Юлдашбаева, А.Б.Юнусовой, воспоминаний А.-З.А.Валиди и М.Муртазина и др» (там же). И что?

Оказывается: «Т.е. никаких «независимых источников», если не считать таковыми советские газеты 1919-22 гг. издания, вполне доступные для интересующихся, автор не использовал, и никаких неизвестных в Башкирии тайн не открыл» (там же) (подчеркнуто мной, и я так разумею, это же вполне читается, как признание правоты автора Орлова С.А.- И.Г.). Однако а вопрос то тот остаётся, что же с этого? Конечно, сразу же возникает и другой вопрос, а куда cмo-тpите, почему не видите эти не тайны? И опять же, почему обходите всё это, хотя бы по ссылкам Орлова?

Орлов же честно и просто обратился к документам того периода, и, прежде всего к документам, опубликованным, как сказано самим философом в «официальном сборнике», подготовленном к печати Юлдашбаевым Б.Х. И разве это не самое правильное? Я и сам в своих текстуальных размышлениях по означенному вопросу хочу обращаться, прежде всего, именно к этому источнику.

Оговорюсь по ходу, что всё же несколько осторожно отношусь я к всякого рода воспоминаниям и мемуарам. И надо сказать, Орлов в своей работе тоже особо не грешит большим вниманием к таковым материалам, во всяком случае, в доказательном плане.

Ах да, упомянутые советские газеты, которые надо не читать по совету Булгакова или читать, a-нaлизировать только с помощью «самых изощренных методик». Так и в этом, т.е. в частом обращении к советским газетам Орлов, и к прочим таким «независимым источникам» тоже никак не отметился, не поусердствовал.

А вот труд упомянутых специалистов (11) просто же изобилует всякими ссылками на газетные публикации и на всяческие воспоминания. Это особенно заметно, если внимательно cмo-тpеть на содержание ссылок, а не просто на сами ссылки.

К слову заметим, наш борец, газеты в своём творении (10) всё же не балует, он их газеты просто во множестве заменяет выдержками из художественных произведений. Ну, а вспоминания же разные, и мемуары, которые он тоже никак не редко пользует, конечно же, не требуют никакого a-нaлиза с помощью «самых изощренных методик», они, пожалуй, как часто иным шежере-аксиомы.

С «Воспоминаний» Заки Валиди Тогана, которые были изданы на турецком языке только в конце 60-х годов прошлого века начинают и объявленные специалисты (11, р. I). Начинают же они свой с этого сказ, почему-то со ссылкой на НГУБ, а почему-то не с самого этого первоисточника. И, толи закрепляют, толи интерпретируют (?!-И.Г.) они смысл приводимых слов Заки Валиди, фразами из выступления Муллаяна Халикова на заседании Урало-Башкирского землячества от 5 апреля 1933 года. Тоже ведь только вспоминания.

Странное всё же это действо. Однако, про всё это несколько позднее. А пока здесь и сейчас ещё несколько слов с упоминаемых специалистов обличительных речений представленных в их «Вместо предисловия».

Вначале про то, что, прежде всего, привлекло их, этих авторов внимание, про место издания брошюры Орлова С.А. Скажем так, спасибо всё же за то, что опубликовали в институте истории АН Татарстана эту работу Орлова С.А., и иногда публикуют другие работы касающиеся Башкортостана, и в частности работы про историю и бытиё татар РБ. Да, к сожалению мало кто в Татарстане, как д.и.н Исхаков Дамир Мавлявеевич, который помимо прочих других вопросов нашей истории, плотно занимается и означенными вопросами. Заметим, что первому, к сказанному мной сожалению, есть и вполне понятные причины, и тем более почему в Башкортостане этим не занимются.

Экивок же этих специалистов Хамидуллина С.И и Таймасова Р.С. про уровень исторической науки Татарстана более чем даже не уместен. Лично мне, пусть и скромному технарю, это никак не кажется, кроме как существует застарелый и не продуктивный татарский спор «электрон волна или частица», ой пардон, татары мы, или булгары.

А по нашей теме всё намного прозаичнее, помимо якобы некоторой отрешенности гуманитариев РТ от этой проблемы, ею же просто нельзя было заниматься, и в частности в соседнем Татарстане. И как это можно было в Башкортостане. Впрочем, это оно и сейчас так есть. И это, как раз и есть последствия той национально-территориальной нарезки большевиками народов. И как, это не понятно, я лично никак не разумею.

Означенные авторы, специалисты Хамидуллин и Таймасов выделяют четыре «абсолютно безосновательных заявлений» Орлова С.А. Я не стану «разбегаться» за всё и сразу, хотя может, и затрону, так или иначе, их все в своём повествовании. Непременно же сейчас, самое большее моё внимание к четвертому пункту этих претензий авторов, или заявления Орлова С.А., что «причина присоединения Уфимской губернии к Башкирской Республике крылась исключительно в нежизнеспособности последней и т.д».

Не знаю, что авторами подразумевается под т. д, и не очень я углядел, что исключительно это, заявленное, или предъявленное ему, имел в виду Орлов С.А. Скажем так, т. е. думаю я так, он, Орлов, да, несколько сделал упор на это, и всё же не полностью обрисовал причины присоединения Уфимской губернии к Башкурдистану, к Башкирии. Причины образования БАССР 1922 года более сложны и многограннее. И проявились они в очень многоходовой, далеко задуманной в их, большевиков деяниях, oп-epации, которую они, большевики, Ленин и компани блестяще для своих целей выполнили. А вот в том, что образование БАССР, был именно их акт, результат их большевиков творчества, Орлов С.А. абсолютно и, несомненно, прав.

Наши обличители объявляют еще три пункта неких обвинений к «С. Орлову и Ко». Оговорюсь, хотя я и с вполне хорошим пиететом, как к самому Орлову, так и ко другим, кого как я понял пытаются подразумевать эти авторы в Ко, я не принадлежу ни к каким Ко. К тому же, ни по каким гуманитарным институтам, учреждениям, и всяким политическим аппаратам я не работал и не работаю. И ещё, я никаких переcмo-тpов «итогов русской революции и последующих событий, вызванных ею» не затеваю, и никак этого не хочу. Я между прочим даже не собираюсь осуждать творчество большевиков, тем более что, всё же были они очень большими умельцами.

Просто запали мне однажды слова моего тезки Ирека Акманова, в названии его брошюры «За правдивое освещение истории народов». Сам я лично никак не «прожектор», и ничего освещать не хочу, пытаться же разбираться с тем, как и что было, и есть в нашей истории, размышлять про неё, про историю, мне думаю, никто не может, и никогда не сможет запретить. Могут человеку запретить излагать чего-либо, но думать никогда. Как же был прав Декарт, насчёт жития человека, только мысля.

Хочу сказать слово и за последний пункт уже из этих трех обвинений, заявлений авторов, Хамидуллина и Таймасова, глаголющих, что «всякие переcмo-тpы, а тем более истории, чреваты последствиями». Не менее, а всё же даже более, чреваты последствиями факты искажения истории. Кстати, и они же, искажения, чаще всего родители желаний переcмo-тpов.

И ещё перефразируя слова этих авторов, скажу следующее, «История специфическая материя: в ней можно отыскать не только что угодно, а даже правду». Усугублю это последнее следующими словами, и даже при не желании иными этого.

Вот на этой оптимистической, или не таковой, ноте, я и хочу завершить это моё « Вместо предисловия» к теме образования большевиками БАССР.
 
По теме
Строительство арочного моста через Белую проходит под неустанным наблюдением уфимцев.
- У кого-то начался дачный сезон, а у нас в разгаре - строительный. Зимой, конечно, тоже работы ведутся, но летом, пока погода позволяет, надо успеть больше,
Плох солдат, не мечтающий стать генералом, и плох муниципальный служащий, не мечтающий стать начальником или даже… чего в жизни не бывает – главой района!
- Они меня уже узнают, - Марина Викторовна кивает на галдящих уток, которые, мешая друг другу, спешат урвать свою порцию хлебных крошек.
Ароматные мандарины и детские подарки давно не дефицит, но волнующее ожидание Нового года приносит радость в каждый дом!
Эти четыре дома в начале проспекта Октября, построенные в 50-е, в свое время произвели фурор.
Славно прогуляться  по улице Октябрьской Революции, бывшей Казанской. Полюбоваться на некогда вычурные особняки купчихи Чижовой, монументальное здание городского полицейского управления и пожарной части,
- Корова - не животное, а партнер по бизнесу, - говорит ветеринар ПХ «Артемида» Вадим Алимгареев, оглаживая буренку под номером 12.
А вы знаете, что в европейских городах деревья имеют свои права, прописанные в законах и нормах?
В начале весны общественники и урбанисты заговорили об интересном проекте: сети пешеходных и велосипедных троп вокруг Уфы.
ГИБДД, пожалуй, самая открытая структура полиции. Может быть, поэтому в народе про ее сотрудников ходят байки и анекдоты.
15 мая - Ночь музеев. Теперь их можно посещать онлайн. «Круто!» - воскликнули мы и поначалу с удовольствием «гуляли» по залам Эрмитажа и даже Лувра.
Живу на окраине и каждый день по пути на работу прохожу через пустырь, который когда-то разделял Баланово от Демы.
Шурпа, учпочмаки, чак-чак – какими только лакомствами ни угощали гостей на отборочном чемпионате по кулинарии Gastro Master, прошедшем на площадке уфимского Конгресс-холла «Торатау».
- Странно, «Алиса» - девочка умная и всегда в курсе, где дороги перекрыты, а тут подвела, - сказал таксист, когда на пересечении улиц Бессонова и Комсомольской наш путь перегородили красно-белые ограничители.
Пятница. Конец рабочего дня. Еду на задание в другую часть города. Еще каких-то два-три часа - и буду дома, поиграем с мальчишками в шахматы или морской бой… Мои мысли прерывает наш редакционный водитель.
Масштабная реконструкция транспортной развязки  в южной части города стала одним из громких событий этой зимы.
В Башкирии Новый год отмечают по-разному: пьют сыра, пекут хуплу, бэлеш, готовят казылык… Все - по-разному,  но везде – в кругу семьи.
«Наши люди в булочную на такси не ездят», - эта крылатая фраза из фильма «Бриллиантовая рука» нынче не актуальна.
Выпал первый снег, придав обыденному пейзажу сказочную загадочность. Восторженные пользователи социальных сетей выкладывают запорошенные гроздья рябины.
Ирина Волк, телеграм - Башинформ Фото:Ирина Волк, телеграм Сотрудники управления МВД России по Стерлитамаку при мониторинге интернета выявили видеозаписи, на которых интернет-стример допустил высказывания, оправдывающие терроризм,
Башинформ
Внимание! Розыск! - УФССП по Республике Башкортостан Отделением судебных приставов по Стерлитамакскому району ГУФССП России по Республике Башкортостан за неуплату денежных средств на содержание несовершеннолетней дочери разыскивается Азнаев Азамат Дальмирович.
УФССП по Республике Башкортостан
В Уфе пройдет совещание по борьбе с онкологическими заболеваниями - Красное Знамя Как сообщает пресс-служба министерства здравоохранения Башкортостана, 29 марта в Уфе пройдет совещание «Борьба с онкологическими заболеваниями в Республике Башкортостан: диагностика, лечение, маршрутизация».
Красное Знамя
                                                                                                        На заседание Совета                                                                                              
ОМВД по Нефтекамску
В Уфе наградили победителей республиканских конкурсов для учителей - Сетевое издание Республика Башкортостан В ГКЗ «Башкортостан» состоялась церемония награждения победителей межрегионального конкурса «Учитель года башкирского языка и литературы» и региональных конкурсов «Молодой учитель года», «Учитель года Башкортостана»,
Сетевое издание Республика Башкортостан