Раз - квадратик, два – треугольник: так чередуясь, обычные обрезки материи образуют лоскутное шитье. Простое на первый взгляд, но тем не менее очень древнее рукоделие.
- Пэчворк – старинный вид ремесла, оно есть во всех странах мира и возникло из-за бережливости крестьян, - рассказывает руководитель студии художественного текстиля «Кускар» Стелла Маркова. - Люди не выбрасывали бывшие в употреблении вещи, шили из их остатков покрывала, одеяла. Между прочим, в стародавние времена это считалось признаком бедности. История пэчворка восходит к очень отдаленным временам. В музее Каира выставлен образец орнамента, датированный 980 годом до нашей эры и выполненный из кусочков кожи газели одной тональности. В IV — IX веках н.э. паломники, совершавшие восхождение к пещере тысячи Будд, оставляли там лоскуты своих одежд, из которых служители китайского храма делали ковер, напоминавший о жертвенности множества людей. А первые переселенцы в Америке были так бедны, что не могли позволить себе обновки и домашний текстиль. Но женщины нашли выход из положения: остатки старых нарядов складывали в мешки, а позже из них шили одежду, одеяла, покрывала, коврики. Так родился «килт», с которым связаны разнообразные традиции. Например, приданое девушки обязательно должно было включать 12 изделий, выполненных в этой технике. Тринадцатое начинали делать во время помолвки, а заканчивали перед свадьбой. Что особенно привлекает в лоскутном рукоделии и сейчас – минимум средств и материалов для его исполнения. Чуть ли не в каждом доме найдутся обрезки ткани, иголка, ножницы, швейная машина, а еще терпение, прилежание и воображение. Например, панно, какое представили дети из Михайловки на недавней выставке «Мир вашему дому» в рамках фестиваля «Корама туй» в галерее «Урал», поражает своей необычной композицией и тематикой. Тканевая картина расчерчена на десятки квадратиков, в которых расположились национальные башкирские наряды и их аксессуары. - Перед его изготовлением мы изучили литературу по костюмам, смотрели фотографии, расспрашивали специалистов, - рассказывает руководитель студии Наталья Шишкина. – Ведь даже головной убор из одного села может различаться от аналогичной детали из другого. Белые журавли, летящие по разноцветному полотну неба, – сюжет панно «Знаем. Помним. Гордимся», ставший посвящением войне. Как подчеркнула Наталья Леонидовна, отношение к композиции ребят – очень личное. Во многих семьях хранится память о воевавших дедах и прадедах, многие из которых не вернулись с фронта. Удивителен сам факт ручного творчества у детей, поколение которых привыкло шустро бегать пальцами лишь по клавиатуре айпадов и ноутбуков. - Люблю шить лоскутками потому, что так могу выразить свое отношение к окружающему миру, - говорит не по-детски серьезная участница студии, 13-летняя Карина Салихова. – Я пыталась заниматься разными видами творчества, но когда пришла в этот кружок, поняла, что увлеклась по-настоящему. Как признаются мастерицы, начав заниматься пэчворком, трудно остановиться. Сначала из кусков ткани собирают прихватки, покрывала, одеяла, затем составляют более сложные композиции. В отличие от рисования красками, здесь художник должен заранее в точности определить размер каждого элемента картины. Если он не совпадет, приходится все переделывать. - В зависимости от сложности задумки и прикладываемого времени, на изготовление одного изделия может уйти от двух недель до одного года, - делится Стелла Юльевна. – Это достаточно кропотливое дело сейчас испытывает ренессанс, и тканевые панно в последнее время ценятся у дизайнеров интерьеров. У нас уже есть заказы от организаций. По сути, лоскутное шитье – сборка квадратов и треугольников, подобранных в определенной цветовой гамме. Однако современные изделия весьма отличаются от своих предшественников и сейчас представляют собой сложные арт-объекты, изготовленные по собственным технологиям. Все это можно было увидеть на стендах экспозиции. Кроме традиционных «одеяльных» панно были представлены сложные композиции на темы Африки, Индии, пейзажи, натюрморты. По словам директора галереи «Урал» Каримы Кайдаловой, ежегодный Республиканский фестиваль «Корама туй», в рамках которого открылась выставка, привлекает все больше мастеров декоративно-прикладного искусства. Кроме мастериц Уфы, Салавата, Нефтекамска, Учалинского, Белорецкого и других городов и районов республики, свои работы представили художники Челябинска. - В республике данный вид рукоделия прочно вошел в мозаику народного творчества, им занимаются и любители, и профессиональные художники, - говорит руководитель клуба «Надежда» Ольга Суткевич. – Об уровне профессионализма башкирских художников говорит тот факт, что они неоднократно становились победителями и лауреатами различных всероссийских конкурсов, в том числе и самого главного - «Лоскутная мозаика России» в Иваново.
Зиля БАДРИЕВА
Источник: Журнал Уфа
01.06.2015 02:00