Юрий Коваль: "Настоящий публицист стоит над схваткой"

Карина КУПАЛЬСКАЯ
             

Биография Юрия Коваля – сплошные зигзаги судьбы. Он мог бы родиться в Китае, куда на стройку КВЖД отправился с семьей дед по материнской линии. Мог бы остаться в Самаре, где после уфимского авиационного техникума работал технологом. Мог бы никогда не стать публицистом, наконец.

По диплому Юрий Никифорович – филолог, учитель русского языка и литературы, преподавал в 19-й и 105-й школах. По призванию же – талантливый журналист. Первый свой материал опубликовал в «Ленинце», где впоследствии и начал работать. Сегодня Юрий Коваль – один из ведущих уфимских публицистов, автор книг «Люди с архипелага УМПО», «22 интервью с УМПО», лауреат премии «Уфа в XXI веке», победитель зонального конкурса «Телефон в нашей жизни», который проводила компания «Мегафон», и счастливый обладатель премии имени Шагита Худайбердина. «Вечерняя Уфа» и «Республика Башкортостан», «Истоки» и «Молодежная газета», журналы «Рампа» и «Бельские просторы» – встретить материалы Юрия Никифоровича читатель может всюду. Однако о своих успехах Коваль говорить не любит, больше любит поразмышлять о журналистах и времени, провинциях и столицах. Поразмышлять по-своему – как всегда смело и увлекательно.

– В журналистику я пришел довольно поздно, и это было хорошо и плохо одновременно. Хорошо – потому что за плечами у меня уже был опыт, я знал два «профессиональных» мира: завод и школу. Кроме того, в советское время бытовало понятие «стажисты». Это были люди, которые уже имели двухлетний стаж работы. Журналистов и юристов принимали с обязательным наличием справки о какой-либо работе после десятилетки. В этом была своя толика здравого смысла. С другой стороны – здорово, что нынешние студенты открывают двери в журналистику чуть ли не с первого курса. Многие работают в избранной профессии с 17–18 лет. Но нельзя забывать, что журналистика в какой-то мере профессия прикладная. Нужно отлично разбираться в каком-то конкретном деле, может быть, даже иметь еще один диплом по другой специальности. В республиканской журналистике множество примеров того, как успешно работают в редакциях выпускники не просто других гуманитарных специальностей, но даже технических вузов.

Вопрос о том, что такое публицистика, мучает отечественных исследователей как минимум лет шестьдесят. Одни считают, что публицистика ближе к журналистике, другие – к литературе. Так она и повисла «между небом и землей»…

– Наверное, это и есть ее «правильное» положение. Публицистика находится на стыке журналистики и литературы. Для журналистики публицистика, в частности очерк, – «высший пилотаж». На сегодня можно сказать, что очерк исчез как жанр, и в этом виноваты не журналисты, а время. Сейчас популярны небольшие материалы, информационные жанры. В СМИ прививается мысль: главная задача – информативность. Мне с этим трудно согласиться. В России всегда была «своя» журналистика, «свои» читатели. Наши писатели и журналисты «пошли с одних ворот». Наша журналистика отличается от западной своеобразной сентиментальностью, проникновенностью; искони она учила сопереживать и философствовать, помогала прочувствовать сердцем. На Западе этого нет совершенно. Но с другой стороны, меня подкупает «кодекс чести» Би-би-си, где отсутствуют комментарии самих журналистов. У нас же практически каждый корреспондент дает такие оценки событий, как будто он министр или даже президент.

– Как, на Ваш взгляд, развивается публицистика республики сегодня?

– Если быть откровенным, надо сказать, что настоящая публицистика во все времена была в большом дефиците. А в наше время – и подавно. Условно скажу, что есть публицистика московская и региональная. За первой стоят различные холдинги, корпорации, «сырьевые короли». Читатель прочитает статью, телезритель посмотрит передачу и подумает, что это «здорово, смело и честно». Но эта «смелость» – ради одного конкретного медиамагната, всего лишь «слив компромата» на кого-то неугодного. В мире информации ничего случайного нет. За зубодробительным материалом всегда кто-то стоит.

В 90-е годы обличительное и скандальное было интересно, общество читало о бандитах и женщинах легкого поведения. Сейчас подобные тексты надоели, они вызывают все больше раздражения или вообще не привлекают читателя.

Публицистика в регионах развита неравномерно. Найдутся те, кто со мной не согласятся, но в нашей республике ее практически нет. Публицистика предполагает определенную гражданственность, а в нашем случае речь идет о формальных текстах.

– Это проблема способностей журналиста, нынешнего времени, поиска героев. Но что нужно для того, чтобы поднять современную публицистику, возродить все лучшее, что было в прошлом, – и прибавить к этому динамичный стиль сегодняшнего дня?

– Нужны твердая гражданская позиция и смелость, не имеющая ничего общего с «сырьевыми королями». И это должно «сидеть» не только в авторе материала, но и в редакторе. Он берет на себя ответственность за судьбу коллектива газеты или журнала, когда ставит в номер материал, задевающий интересы многих. Часто бывает: выходит стоящая статья, хорошее интервью – и хвалят только журналиста. А надо хвалить и редактора. Потому что можно написать с десяток острых статей, но все они окажутся в мусорной корзине. Редакторов-смельчаков не так уж и много.

– Нужно сказать, есть региональные издания, в которых можно найти достаточно острые и при этом не скандальные материалы, газеты и журналы, которые стараются маневрировать между желтой прессой и набившими оскомину «штампованными» материалами. Но они не имеют общероссийского звучания. А ведь мудрая мысль имеет право быть услышанной всеми…

– Давно бытуют такие понятия, как «столица» и «провинция». К первому, естественно, относят Москву и Петербург, ко второму – остальные города. В нынешнем быстро меняющемся мире слово «провинция» следует вычеркнуть из обихода. Во-первых, в провинциях замечательные, очень интересные люди (особо хочу подчеркнуть – даровитые дети!), которые ничуть не хуже, а порой и лучше образованны, чем жители столиц. Во-вторых, Интернет стирает время и расстояния. Можно запросто посмотреть какой-нибудь концерт, прочитать самые свежие материалы на новостных лентах, находясь и в мегаполисе, и в маленьком городке, и в деревне. А еще есть прекрасные книги, хорошие передачи… Так что можно жить в небольшом городе и быть в сто раз начитаннее, умнее, интеллигентнее, чем житель той или иной столицы. Но это – про читателя. А про того, кто пишет, можно сказать так: если есть такой читатель, который знает, что и зачем читать, он найдет «своего» достойного автора. Журналист и писатель будут услышаны.

– Каковы перспективы отечес­твенной публицистики – да и журналистики в целом? Есть ли надежда на возрождение, преображение определенных культурных ценностей?

– Честно говоря, я пессимистически смотрю на современную журналистику. Скорее всего, сказываются опыт, возраст… В региональных газетах часто встречаются «бесцветные» материалы. Среди московских газет попадаются не просто скандальные, но и явно антироссийские по направленности. Что значит сегодня газета, журнал, телевидение? Что значит интервью, статья, передача? Все это – продукт. А продукт продается или нет?

Человека, по сути, можно разделить на две части: ниже и выше пояса. Сейчас практически все в культуре – считай, антикультуре, работает на вторую часть. Оправдываются тем, что если будут выпускать исключительно «духовную» газету, то она не будет окупаться. С этой точки зрения публицистика продается плохо: она требует большой работы мысли и чистых чувств. В шестидесятые годы прошлого века был расцвет публицистики, были замечательные корреспонденты: Аграновский, Песков, Голованов. Сейчас нет таких ярких имен. Есть те, что кусаются, цепляются, злорадствуют, – но нет настоящих публицистов, тех, которые стоят над схваткой. Остались информаторы – поставщики товара.

Чтобы привлекать к своей лавке, продавать свой продукт, компрометируют даже классику. В этом году взялись за Чехова. Появилась проблема: ходил он в бордель или нет? а сколько у него было любовниц? И забывается то, что, между прочим, Чехов был великим писателем. Не о том в прессе пишут, не о том говорят. А из-за этого, вообще-то, и упало доверие к журналам и газетам. Много фальши, откровенного вранья.

Думаю, сейчас нужно снова писать о хороших людях. Но создать достойный материал о хорошем человеке в сто раз тяжелее, чем о негодяе. Потому что положительный образ часто получается схематичным, чересчур «правильным». А нужно ведь написать так, чтобы было интересно читать. Вот и появляется проблема. И только тот журналист, который по-настоящему любит людей и понимает важность каждого своего слова, способен с ней справиться.


 
По теме
Согласно статистике, полученной исследовательским центром «Зарплата.ру» в результате опроса, 81% респондентов несколько дней в неделю работают сверх нормы, продолжая трудиться после окончания рабочего дня.
В Сибае местный житель предстанет перед судом за убийство мужчины - Следственный комитет Сибайским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Республике Башкортостан завершено расследование уголовного дела в отношении 68-летнего местного жителя по факту совершения им общественно-опасного деяния,
Следственный комитет
Совет по качеству - ГБУЗ РБ ГКБ №13 28 марта в ГБУЗ РБ ГКБ № 13 г. Уфа состоялся 34 Совет по качеству.  Понятие «качество» многогранно.
ГБУЗ РБ ГКБ №13
Конкурс чтецов выявил много одарённых студентов-медиков, влюблённых в поэзию. - Красное Знамя 21 марта в Нефтекамской городской больнице совместно с будущими коллегами из Нефтекамского филиала Бирского медико-фармацевтического колледжа прошёл праздник, посвящённый Всемирному дню поэзии.
Красное Знамя
ПОЗДРАВЛЯЕМ! С Юбилеем!!! - РКИБ Сегодня у нас аж целых два юбилея - у заведующего инфекционным отделением №2, врача-инфекциониста Розы Зуфаровны Гумеровой и Алёны Наиповны Бургановой – врача-инфекциониста, к.м.н., доцент кафедры инфекционных болезней БГМУ.
РКИБ
"Учитель года Башкортостана" 2024 года! - Отдел образования 28 марта в концертном зале "Башкортостан" состоялись церемония закрытия и завершение Республиканских конкурсов: "Молодой учитель года", "Учитель татарского языка и литературы",
Отдел образования
Мелким бесом «Чичиков» внедрился в НМТ… - Вечерняя Уфа В Национальном Молодежном театре РБ имени Мустая Карима 5 апреля пройдет премьера спектакля «Брат Чичиков», в основу которого положено знаменитое произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»,
Вечерняя Уфа