Исламский фактор


…Пять лет назад Регина стала носить платок. Она просит не употреблять слово «хиджаб», говорит, что оно себя дискредитировало. 
- Что происходит, когда женщина начинает носить платок? – Регина удивляется моему вопросу. От природы у нее прекрасные волосы, но она уверена, что не выйдет на улицу с непокрытой головой. – Это - харам, зачем всем видеть, какие у меня волосы? Выйду замуж, буду для мужа красивая, - отшучивается она.

Регина подрабатывает нянечкой. Когда она сидит с маленькими детьми, играет с ними в куклы и машинки, то одета вполне обычно: в джинсы и футболку. К работодательницам у нее одна просьба, чтобы они звонили ей за полчаса до прихода домой мужа. За это время Регина успевает надеть просторное платье и покрыть голову. Чужой мужчина не должен видеть ее фигуру.
Сколько в Уфе девушек таких, как она, не подсчитаешь. Ислам в республике исповедуют многие. Но, как и в любой религии, есть истинно верующие, а есть те, кто просто носит на шее полумесяц.
- Их можно назвать этническими мусульманами, - говорит имам-наиб Инсаф-хазрат. Он вот уже несколько лет ведет занятия в мусульманской школе в исламском центре на улице Сельской Богородской, 45/1. В основном к нему приходят заниматься дети, но обращаются и взрослые, всех их хазрат учит читать по-арабски. Программа создана специалистами Исламского университета, прошла аккредитацию в Духовном управлении мусульман РБ.
Сейчас дети на каникулах. Кого-то родители отправили в лагерь, но есть и те, кого увезли в деревню на лето, лишь бы не ходили в мечеть.
- Очень часто приходится встречаться с непониманием, - сетует Инсаф-хазрат. – Зачастую подростки духовно намного чище своих родителей. Мамы с папами думают, что ребенка волнуют только дискотеки и пиво, но многие ребята задумываются о смысле жизни, о религии, хотят ее изучать и понимать. В тех семьях, где родители привыкли ходить в мечеть, проб-лем не возникает, они сами приводят к нам своих детей. Сложнее там, где мамы с папами только формально являются верующими, они не знают, где расположены исламские центры, не интересуются системой обучения. Пытаюсь их переубедить, объяснить, что тяга к вере естественна и намного лучше, если подросток будет читать Коран, чем приобщаться к вредным привычкам, но понимание мы находим, к сожалению, не всегда…
…Вот уже 225 лет как Уфа является центром российского исламского мира. На Тукаева, 50 расположено Центральное духовное управление мусульман России. В Уфе же находится Исламский университет, славящийся высоким качеством духовного образования. При всех мечетях есть приходские школы, занятия в них абсолютно бесплатны. Казалось бы, для человека, интересующегося темой, найти школу и начать заниматься, не составляет труда. Но в то же время в Уфе и республике регулярно задерживают представителей псевдорелигиозных организаций.
Немного о «не тех»
Тема деструктивных организаций в республике считается сложной, местами даже настораживающей. Уровню религиозной толерантности, сложившемуся у нас, может позавидовать большинство регионов России. Что на Курбан-байрам, что на Пасху, гуляет вся республика.
Но, к сожалению, на территории Республики Башкортостан имеются организации радикальных течений, деятельность которых запрещена Верховным судом Российской Федерации.
Недавно были осуждены четверо жителей Баймакского района. В их домах оперативники обнаружили два самодельных взрывных устройства и компоненты для их изготовления, боеприпасы, магазины к автомату Калашникова, огнестрельное и пневматическое оружие. Также были изъяты инструкции по минированию автомобилей. Как сообщили в пресс-службе ФСБ по Республике Башкортостан, один из осужденных в 1998 году отправился в хадж в Саудовскую Аравию. Тогда же его завербовали представители чеченских бандформирований, исповедовавшие ваххабизм. Вернувшись в Баймак, он создал там ячейку организации «Имарат Кавказа». Она признана террористической, и в России ее деятельность запрещена. Все четверо агитировали баймакцев за смену государственного строя и установление теократии. Пока все ограничивалось кухонными разговорами, организации удавалось оставаться в тени, но потом эти люди попытались захватить мечеть, они просто не пустили туда имама и выбрали нового, из числа своих сторонников. После скандала деятельность организации была прекращена.
Расследуется дело о подготовке теракта в Москве. В поле зрения УФСБ они находились еще с 2010 года, когда выехали в Афганистан прямо в лагеря боевиков, когда вернулись в Россию, за ними стали наблюдать. После того как стало ясно, что на съемной квартире в Орехово-Зуево они готовят теракт, прошла спецоперация. Во время нее все трое стали отстреливаться. Квартиру пришлось брать штурмом. В результате двое квартирантов погибли, задержать удалось лишь одного мужчину, он оказался родом из Стерлитамака. Сейчас подозреваемый дает показания. Установлена его причастность к «Исламской партии Туркестана». В планах ее членов - переделать политическую карту всего Ближнего Востока. Активисты грезят о создании исламского халифата на территории Средней Азии с включением туда поволжских регионов России. В квартире найдены заготовки для создания самодельных бомб и поясов смертников. Руководитель российской ячейки организации тоже оказался из Стерлитамака. Сейчас он задержан.
В начале июля в Уфе осуждены двое участников запрещенной в России организации «Хизб ут Тахрир аль-Ислами». Как сообщили в прокуратуре Орджоникидзевского района столицы, следствие установило, что они в 2009 году создали ячейку объединения и стали бороться за создание исламского халифата, распространяли экстримистскую литературу, проводили собрания. Суд приговорил их к году и семи месяцам условно. Совсем недавно вынесен приговор в отношении еще двоих участников «Хизб ут Тахрир аль-Ислами» из Давлеканово. За два года в республике возбуждено 12 уголовных дел, связанных с этой организацией.
По данным УФСБ РБ, минимум 50 жителей республики сейчас находятся в лагерях международных террористических организаций на Ближнем Востоке.
Зерна от плевел
- Да. Проблема есть, и она очень серьезная, - отмечает Председатель Cовета по государственно-конфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан Вячеслав Пятков. – Республика Башкортостан является многонациональным и многоконфессиональным субъектом Российской Федерации. Ведущие религиозные течения у нас - ислам и православие. В республике действует 1954 религиозные организации, 12 духовных центров. Вероисповедальная политика Республики Башкортостан выстроена между государством, органами власти и религиозными организациями в целую систему. Она включает в себя возврат зданий, которые когда-то принадлежали религиозным организациям, и когда-то были несправедливо отобраны, льготное обложение религиозных организаций налогами, объявление нерабочими днями религиозных праздников: Курбан-байрам, Ураза-байрам, Рождество, Пасха. Такое толерантное отношение друг к другу, межконфессиональный диалог в республике очень важны на сегодняшний день, когда есть попытки спровоцировать ненависть на межнациональной и религиозной почве, а также дестабилизировать ситуацию в Российской Федерации. Этого нельзя допустить.
Ситуация с различными радикальными организациями в республике находится под контролем органов власти, силовых структур.
Несколько лет назад в Аскинском районе двое парней пытались создать радикальную группировку «аскинский джамаат». Мне довелось пообщаться с мамой одного из бомбистов. Обычная женщина, простой дом, вроде бы куча домашних хлопот, но все валится из рук. С ней разговаривали и полицейские, и сотрудники ФСБ, женщина не верила, что ее сын мог быть причастен к террористическим организациям. В самой деревне Урмияз, где они жили, работы особо нет, вот сын и уехал на Север на заработки. А потом вернулся, сжег все свои фотографии, замкнулся в себе. Женщина тогда и внимания на это не обратила, мало ли что у нынешней молодежи на уме. Северный след прослеживается и у руководителя ячейки «Исламской партии Туркестана», в его биографии тоже есть пункт «уехал на заработки, вернулся другим».
- Да. Аскинские парни уезжали в Новый Уренгой, там на них было оказано воздействие салафитского толка. К сожалению, такие вещи происходят и в других северных городах. Мусульманские религиозные организации, которые находятся в Западной Сибири, относятся к юрисдикции Центрального духовного управления мусульман России. Председатель Центрального духовного управления мусульман России уважаемый верховный муфтий Талгат Таджуддин регулярно туда выезжает. Да, на некоторых вахтовиков оказывают воздействие. К сожалению, такие вещи есть и в других городах Сибири. Люди из Республики Башкортостан и других субъектов Российской Федерации выезжают вахтовым методом в эти города и на них пытаются воздействовать представители радикальных учений. В основном интервенции подвержена молодежь, чья вера еще не очень крепка, а знаний по религии немного. Тут выход один – надо повышать уровень религиозных знаний, повышать религиозную грамотность, причем не где-нибудь, а в мечетях. Только развитие мусульманского образования в нашей стране даст иммунитет против радикальных учений, - подчеркнул Вячеслав Пятков.

Тот или не тот
Позицию советника по делам религий полностью разделяют и в Исламском университете. Его декан Ахмат-хазрат Гарифуллин признается: каждый год западно-сибирские регионы обращаются в университет с просьбой прислать им имамов, гарантируют им жилье и хорошую заработную плату.
- Там поняли масштабы проблемы и пытаются ее решить, - поясняет Ахмат-хазрат. – Если в 90-е годы центром радикализма был Северный Кавказ, то теперь благодаря усилиям Ахмада Кадырова деструктивные учения оттуда выдавлены, но они переместились в Западную Сибирь. Там для этого сложилась, к сожалению, благоприятная почва. Еще в годы сталинских репрессий туда было переселено множество выходцев с Кавказа. Сейчас работа там ведется большая: власти стараются, чтобы в каждой мечети был имам, чтобы проводились различные просветительские мероприятия. Почему наши вахтовики подхватывают этот «вирус»? Из-за неграмотности. Столкнувшись с неизвестным учением, оказавшись в изоляции, без друзей, близких, человек легче ему поддается. Поэтому вахтовикам я могу дать один совет: прежде чем уезжать, найдите себе в мечети наставника, которому бы вы потом могли рассказать обо всех подозрительных ситуациях.
Ахмат-хазрат всю свою жизнь связал с исламом и, конечно, людей, придерживающихся радикальных взглядов, он видит сразу. Но отмечает: внешний фактор тут не главный.
- Можно сколько угодно перечислять, что они носят одежду в пол или длинные бороды, но практика показывает, что можно и переодеться, и бороду сбрить, их отличает поведение, противоречащее канонам ислама. Так, правоверный мусульманин всегда почитает своих родителей, а многие радикалы от них отказываются, называя их неверными. Традиционный ислам подразумевает заботу о могилах ближних, радикалы отрицают это. Мусульмане празднуют день рождения пророка Мухаммеда, а члены деструктивных учений - нет. Истинный ислам отрицает любое насилие, он говорит о том, что Бог един. Если вам пытаются доказать обратное, значит, речь идет о каком-то другом учении, не имеющем с исламом ничего общего, - объясняет он.
Ахмат Гарифуллин является имам-хатыбом мечети «Ляля-Тюльпан». На вечерние молитвы сюда иногда приходят те, кто исповедует совсем не традиционный ислам.
Бывает и такое, что правоверному мусульманину незнакомые люди на улице предлагают попить чаю, поговорить о религии и, уже оказавшись на собрании, человек понимает, что попал к представителям радикальной группировки.
Беда не только в том, что прихожане могут случайно попасть на собрания деструктивных организаций, страшнее другое. Пообщавшись однажды с салафитами, человек уже чувствует себя изгоем, он не рассказывает об этом близким, не идет в мечеть и не советуется, хотя зря.
- Мы ни от кого не отказываемся, - подчеркивает Ахмат-хазрат. – Человек всегда может вернуться в мечеть, и его там примут. Так называемые деструктивные учения просто перевирают Коран. Они не имеют отношения к исламу, и мы пытаемся объяснить людям, которые к ним идут, что они ошибаются, становятся жертвами политической игры.
Сейчас внимание исламского мира приковано к событиям в Сирии и Египте. А для наших мусульманских центров это еще один маячок. В свое время из республики много молодых людей ездило на Ближний Восток изучать ислам. Многие тоже возвращались «другими».
- Данная тема бесконтрольного выезда студентов на обучение в зарубежные страны неоднократно поднималась на уровне руководства Российской Федерации. Совет по государственно-межконфессиональным отношениям при президенте Республики Башкортостан также неоднократно поднимал эту проблему. Из-за бесконтрольного выезда cтудeнтов, к сожалению, на территории России появились представители радикальных идеологий, поскольку молодые ребята нередко получали там образование, которое направляло их против традиционного ислама. Эта ситуация сейчас меняется в корне. Совершенствуется система религиозного образования Российской Федерации — только у нас в Башкирии действуют четыре медресе и Исламский университет, которые дают возможность получать хорошее образование и становиться достойными представителями исламской религии, - отметил Вячеслав Пятков.
Кстати, наша страна тоже вполне может считаться мировым исламским центром. В Волжской Булгарии ислам был принят в 922 году. С тех пор религия распространилась по стране, причем на протяжении сотен лет на нашей территории не было конфессиональных конфликтов.
- Без дипломов хотя бы бакалавров мы никого из наших студентов в другие страны не отпускаем, - подчеркивает Ахмат-хазрат. – Для изучения арабского или повышения квалификации можно ездить в Иорданию, Тунис, Марокко, Турцию. Но исключительно в рамках учебной программы. В каждой стране есть свои религиозные традиции, обряды, и нам совсем не нужно, чтобы наши имамы их перенимали. Что нужно? Языковая практика, беглое чтение, в общем, обычные вещи, для которых направляют за границу студентов и светские вузы.
Внутри уммы
- Однажды я вызвала такси, по понятным причинам вызываю лишь женское. Разговорилась с водителем. Она явно мусульманка, но разошлась с мужем, одна воспитывает дочь. В умме такое бывает довольно редко. Оказалось, ее супруг стал участником «Хизб ут Тахрир аль - Ислами» и бросил работу. Представляете, по их учению мужчинам нельзя работать, так как они не согласны с идеологией государства! И содержала всю семью эта женщина, которая вынуждена была устроиться водителем! – негодует Айгуль Сиражетдинова. Айгуль – автор сценария, корреспондент телепрограммы «Аль Фатиха». Также она как режиссер занимается постановкой праздников и фестивалей и регулярно ходит в мечеть.
- Для представителей деструктивных учений характерен уход от социума, - говорит Ахмат-хазрат. – Кто-то бросает работу, уходит от налогов, отказывается от страховки, не обращается к банкам или к страхованию. Есть и те, кто сокращает круг общения только до членов своей группы. В любой момент по требованию руководителей они могут передавать им свое имущество, средства, превращаясь в экономических марионеток.
Айгуль таких людей не понимает.
- У них очень много запретов. Они грехом объявляют абсолютно все. Часто приходится слышать, что девушка неожиданно закуталась в паранджу или молодой человек отпустил бороду до колен, и только потом стали изучать учение. В исламе внешние факторы – вторичны. Есть последовательность пунктов посвящения. На первом этапе человек должен понять и принять единобожие. Затем он изучает Коран, учится понимать, где черное, а где - белое. И только, образно говоря, 13-й пункт касается аурата – то есть частей тела, которые непременно должны быть прикрыты, - заметила Айгуль.
Она признается, внешний фактор иногда всплывает и в самой умме. Мусульманки не всегда единодушны относительно того, можно ли носить красный, каков должен быть фасон одежды, чтобы не нарушать канонов и так далее. В принципе, это характерно и для светских бесед, но в исламе – это вопрос особый. Деструктивные учения пытаются бросить тень на всю религию. Не интересующиеся вопросом люди могут запутаться, а потому правоверные мусульмане делают все, чтобы жить именно по канонам, не нарушать правила.
Все точки в вопросе ношения платков в школе недавно поставлены постановлением правительства Российской Федерации. Введена единая школьная форма.
- Взрослые граждане могут одеваться так, как считают нужным, - говорит Вячеслав Пятков. – Во Франции, например, приняли довольно жесткий закон, запрещающий ношение хиджабов в общественных местах. Россия – светское государство. У нас в стране разрешено исповедовать любые вероучения, которые не направлены против человека, общества, государства. Самое главное, чтобы была веротерпимость.
Айгуль всегда одевается по мусульманской традиции и утверждает, что никакого дискомфорта от этого не испытывает. Недавно она поступила во ВГИК и довольно часто бывает в Москве. Каждый раз близкие отпускают ее с опаской, мало ли что.
- Но на самом деле ничего страшного. За все время у меня не было ни одной неприятной встречи, никто на меня косо не смотрел, - утверждает она. - Мне кажется, весь этот мусульманский вопрос абсолютно наносной, внешний. Никто ни у нас в республике, ни в Центральной России мусульман не боится, не проводит параллелей с запрещенными организациями. Просто наша страна, к сожалению, поддалась какой-то странной моде, идущей с Запада, где, с одной стороны, устраивают чудеса толерантности, с другой - воспринимают каждого как потенциального террориста. Нужно перестать видеть в людях мусульман, православных, атеистов и так далее. Вы говорите о толерантности, но она наступит только тогда, когда в каждом человеке общество сможет видеть только личные качества и поступки и ничего больше.

Рита ЛЕСНАЯ

 
По теме
Собор русских Башкортостана проводит работу, направленную на сохранение и развитие русской культуры, народных обрядов и традиций, имен деятелей науки и культуры, родившихся и живших на башкирской земле.
В Башкирии розыгрыш суперпризов проекта «Алга всей семьей» пройдёт в прямом эфир - Сетевое издание Республика Башкортостан 28 марта в прямом эфире в сообществе спортивно-патриотического центра Республики Башкортостан «Алга-Патриот» в ВКонтакте разыграют суперпризы республиканского проекта «Алга всей семьей», сообщают организаторы проекта.
Сетевое издание Республика Башкортостан
В СИЗО–5 УФСИН России по Республике Башкортостан состоялась рабочая встреча с представителем религиозной конфессии - УФСИН РБ Начальником следственного изолятора № 5 (г. Дюртюли) Ильгизом Канзафаровым проведена рабочая встреча с имам-мухтасибом мусульман Дюртюлинского района Хатип - хазратом.
УФСИН РБ
Ирина Волк, телеграм - Башинформ Фото:Ирина Волк, телеграм Сотрудники управления МВД России по Стерлитамаку при мониторинге интернета выявили видеозаписи, на которых интернет-стример допустил высказывания, оправдывающие терроризм,
Башинформ
Внимание! Розыск! - УФССП по Республике Башкортостан Отделением судебных приставов по Стерлитамакскому району ГУФССП России по Республике Башкортостан за неуплату денежных средств на содержание несовершеннолетней дочери разыскивается Азнаев Азамат Дальмирович.
УФССП по Республике Башкортостан
Не спешите переводить деньги по первому клику - Красное Знамя 43-летняя нефтекамка заявила о том, что супруг получил от знакомой сообщение с просьбой занять денег и, ничего не подозревая, перевёл на указанный в сообщении счёт 62 тысячи рублей.
Красное Знамя
В Уфе пройдет совещание по борьбе с онкологическими заболеваниями - Красное Знамя Как сообщает пресс-служба министерства здравоохранения Башкортостана, 29 марта в Уфе пройдет совещание «Борьба с онкологическими заболеваниями в Республике Башкортостан: диагностика, лечение, маршрутизация».
Красное Знамя
                                                                                                        На заседание Совета                                                                                              
ОМВД по Нефтекамску