Декоратор: первые аплодисменты нам!

Юлия Тэн.

Фото Андрея Старостина.

1/4
  • Профессия декоратора появилась очень давно. Еще в древнем мире, когда запросы и потребности элиты общества - правителей и служителей культа - возросли, у них появилось желание окружать себя величественным интерьером из уникальных материалов, поражающим воображение народа и производящим неповторимое впечатление на делегации из других государств. Название же профессии произошло от английского decorate, что в переводе на русский означает "украшать". Но если в древности декораторы занимались обустройством домов богатых людей, то декоратор XX-XXI века - это театральный деятель, создающий красоту и уют на сцене. Об этой профессии корреспонденту "БАШвеста" рассказала художник-декоратор Башкирского государственного театра оперы и балета Фания Низамова.

    В эту профессию она пришла в 1994 году. Тогда, после окончания педагогического института (ныне БГПУ им. Акмуллы) по специальности художник-график, молодой специалист пришла по приглашению друзей просто на спектакль; познакомилась с театральным действом как из зрительного зала, так и "изнутри", за кулисами. В тот момент Фания поняла, что хочет посвятить этой работе свою жизнь.

    - Тогда я была под впечатлением от великолепия спектакля, который смотрела, - вспоминает Фания Низамова, - а когда попала в кулуары театра, у меня буквально голова закружилась... От соприкосновения с тайной появления на свет всего, что окружает актеров. После этого и речи не могло идти о продолжении работы в школе, где я преподавала. В общем, я уволилась, и меня приняли на работу в театр.

    Вообще декоратор - это художник-исполнитель, пишущий декорации по эскизам художника-постановщика. В чем-то это профессия схожа с профессией дизайнера. Так как и тот, и другой создают интерьер. Однако разница есть, и она не маленькая. Так как деятельность декоратора связана с созданием элитного интерьера из эксклюзивных материалов, а дизайнерская работа, даже у дизайнера, работающего по индивидуальным заказам, идет все же на поток. В задачи дизайнера входит переосмысление геометрии пространства, а в задачи декоратора, тем более театрального, - наполнение его уникальным содержанием. Причем, как правило, с учетом исторической эпохи, художественного произведения, на основании которых строится спектакль. Плюс дизайнер создает интерьер, можно сказать, для жизни, а декоратор - для действа спектакля; его интерьер носит временной и временный характер. Но при этом не становится "карточным домиком", так как делается из прочных материалов.

    - Разумеется, моя профессия, - говорит Фания, - не относится к массовым. И к нам, в декораторский цех идут не все подряд. В основном в эту профессию приходят люди, влюбленные в театр. Те, кто хотел работать в театральных стенах чуть ли не с детства, скажем, посмотрев "Снегурочку" или... да хоть "Теремок"! - улыбается моя собеседница.

    Но одного желания не достаточно. Нужно еще соответствующее образование. Его можно получить в средне-специальных художественных училищах, архитектурно-художественных академиях, в Уфе это Училище искусств. Хотя и найдут свое место в этой специальности художники-дизайнеры, постановщики, графики... А так же декоратор должен обладать нестандартным творческим мышлением, обширными знаниями современных материалов, тенденций, истории "больших стилей", культуры разных исторических эпох, если дело касается интерьера помещений, представленных на сцене.

    - Вообще-то моя специальность отчасти мужская, плотническая, - продолжает Фания, - просто потому, что декоратору часто приходится иметь дело с молотком и гвоздями, краской и ацетоном... При отделке интерьера на сцене мы выступаем и в роли прорабов, и в роли дизайнеров, художников... А также важны знания в области коммерческой деятельности, юриспруденции и бухгалтерии. Да-да, я не оговорилась. Дело в том, что декоратор отвечает за закупку материалов, идущих на декорирование, их расход, нужно не уйти "в минус", чтобы изготовление декорации не стало убыточным.

    Кроме того, декоратор должен быть неплохим психологом. От этого зависят отношения с заказчиком, с которым тоже нужно найти общий язык. Между прочим, далеко не все постановщики готовы идти на компромиссы и давать волю декоратору, его творчеству. В основном, постановщики, режиссеры ревностно относятся к своим идеям и видению сцены. Хотя все постановщики разные: есть и те, кто доверяет вкусу и чувству декоратора, а есть и те, чье слово - закон... А это отчасти воспитывает в декораторе скромность... Но люди, работающие в этой профессии, не серые мышки.

    - Везде ценятся люди разносторонне развитые, - высказывает свое мнение Фания, - поэтому и в декораторском цехе собраны личности, каждая из которых представляет собой жемчужину. У каждого есть свои интересы, свое хобби... Я, например, пишу картины. В основном, натюрморты... Есть вот у нас декоратор, пишущий портреты на заказ. Их изюминка в том, что на них люди изображаются в исторических костюмах, а-ля Король Артур, Елизавета...

    - Фания, а что для вас театр? Что пленило в нем, перед тем как вы пришли сюда работать?

    - Прежде всего тем, что тут нет и не может быть "сценической лжи", которая присутствует в шоу-бизнесе. Если балерина на сцене крутит фуэте - это делает она сама; если оперная певица поет арию - это также ее голос. Здесь не место фонограмме, здесь нет халтуры, допустимой на сцене не-театра. И если ты не ас своего дела - тебе в театре не место!

    А еще меня пленил процесс создания декораций, воплощение в жизнь задумки... Это, знаете, когда смотришь на эскиз, принесенный художником-постановщиком, и представляешь, как это будет выглядеть на сцене...

    - Насколько мне известно, у вас есть спектакли, в которых вы не только декоратор, но и постановщик. Расскажите.

    - Да. Есть. Это "Том Сойер" и "Марионетка". Но на этом я останавливаться не хочу. В планах воплотить в жизнь, вынести на сцену все свои замыслы. Их не так много, но они есть...

    Вот такие яркие "люди-жемчужины" волею судеб находятся в тени актеров. Однако это не обижает их. Ведь, когда поднимается занавес, зритель видит сцену, все ее великолепие, созданное руками декоратора. Поэтому-то и можно сказать, что первые аплодисменты звучат им - декораторам.

     
    По теме
    Автор рассказов, повестей и очерков на башкирском и русском языках Мавлида Ахмедьянова из Мечетлинского района вошла в число победителей республиканского литературного конкурса патриотических произведений «Голос эпохи».
    27 марта в дежурную часть поступило два схожих обращения граждан. 37-летняя нефтекамка в социальных сетях поинтересовалась мнениями о ветеринарном препарате.
    Краснокамский район
    Совет по качеству - ГБУЗ РБ ГКБ №13 28 марта в ГБУЗ РБ ГКБ № 13 г. Уфа состоялся 34 Совет по качеству.  Понятие «качество» многогранно.
    ГБУЗ РБ ГКБ №13
    Конкурс чтецов выявил много одарённых студентов-медиков, влюблённых в поэзию. - Красное Знамя 21 марта в Нефтекамской городской больнице совместно с будущими коллегами из Нефтекамского филиала Бирского медико-фармацевтического колледжа прошёл праздник, посвящённый Всемирному дню поэзии.
    Красное Знамя
    ПОЗДРАВЛЯЕМ! С Юбилеем!!! - РКИБ Сегодня у нас аж целых два юбилея - у заведующего инфекционным отделением №2, врача-инфекциониста Розы Зуфаровны Гумеровой и Алёны Наиповны Бургановой – врача-инфекциониста, к.м.н., доцент кафедры инфекционных болезней БГМУ.
    РКИБ
    "Учитель года Башкортостана" 2024 года! - Отдел образования 28 марта в концертном зале "Башкортостан" состоялись церемония закрытия и завершение Республиканских конкурсов: "Молодой учитель года", "Учитель татарского языка и литературы",
    Отдел образования
    Мелким бесом «Чичиков» внедрился в НМТ… - Вечерняя Уфа В Национальном Молодежном театре РБ имени Мустая Карима 5 апреля пройдет премьера спектакля «Брат Чичиков», в основу которого положено знаменитое произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»,
    Вечерняя Уфа