Актриса Тамара Адамова: «Во мне одновременно живут Лолита и Мегера»

Актриса Тамара Адамова: «Во мне одновременно живут Лолита и Мегера»
46632ec6-4a25-48a7-a715-b178296f4409.jpeg
Актриса Тамара Адамова: «Во мне одновременно живут Лолита и Мегера»
60f51b2a-63a9-4a2f-9f85-cdad7cd21c77.jpeg
7e7829d8-fe81-48c2-96dd-1a9b45d6974c.jpeg
Актриса Тамара Адамова: «Во мне одновременно живут Лолита и Мегера»
46d878a6-f4ba-4531-8564-4330ce3fe317.jpeg
83fbb9cf-8838-49f0-8411-bb1ba6e80b35.jpeg
Фото: proufu.ru
Фото из личного архива Тамары Адамовой

Уходящий поезд для актрисы

- Как вы вообще пришли к театру? Насколько я знаю, вы учились на актрису театра кукол. Почему такая специальность? Куклы же кажутся бездушными…

- Что касается кукол, то это все стереотип. Быть актрисой+кукловодом – очень тяжелая техническая работа, потому что всю свою индивидуальность и свое «Я» нужно вложить в технику. Чем лучше техника, тем круче работает кукла и тем больше она становится живой. У актрисы театра кукол должна быть очень выраженная индивидуальность. И такое мастерство учит железной сосредоточенности, что, собственно, и помогает мне сейчас держать в фокусе сразу несколько кругов.

А вообще я сначала пробовалась в Училище искусств на вокал. Но так сложилось, что я хрупкая девочка, и мне сказали, что у меня несмыкание в верхнем регистре, хотя низ очень красивый. Эстрадно-джазовое отделение предполагает большое здоровья в плане диафрагмы. Тогда мне сказали: «Зачем вас калечить? Вы же прекрасно понимаете, о чем поете. Может, вам в театральный лучше?». Я сделала большие глаза: «Да, а он есть? А так можно было?» (смеется) . Честно говоря, я даже не знала о том, что в Уфе есть театральный факультет – это, наверное, проблема популяризации вуза.

Ну, я пришла, увидела, что есть набор на режиссуру драмы театра и кино и на актрису театра кукол. Выбор был очевиден: я понимала, что еще не готова к режиссуре, это должен быть большой опыт. Да и поступала я поздно: на актрису любой специализации нужно идти в 18-20 лет. Я поступала в 21 – это уходящий поезд. Успешно проходила все этапы – это, конечно, дикий стресс для всех. Особенно для преподавателей, которые могут поначалу не заметить талант и сломать чью-то жизнь. Но, слава богу, звезды сошлись, и я поступила. В моей голове вообще не было понимания, что есть театр кукол – к своему стыду, там я была только в детстве. О театрах в целом знала по Москве (Ленком, театр Петра Фоменко), о башкирском же - вообще понятия не имела.

- Помните какие-нибудь веселые истории, связанные с поступлением?

- Могу описать, как я выглядела: надела тогда платье, а их я в то время совсем не носила. У меня была короткая прическа, красные термоядерные волосы, больше похожие на клоунский парик. Читала «Сороку-воровку» Чернышевского и даже понятия не имела, что я читаю – настолько это было бездумно.

На этапе, когда надо было взять куклу и что-то ей показать, я взяла петуха, который весил в два, а то и в три раза больше меня. Почему петух? Мне кто-то из пятерки поступающих посоветовал его, мол, покукарекаешь и всё. На моей вытянутой руке он выглядел очень коряво. Да и выдавить из себя что-то было очень сложно – петух был слишком тяжелым.

Еще одна история – у нас был этап, где проверяют слух и чувство ритма. Написано было: «прийти в купальниках». Ну, как мы все знаем, есть спортивные слитные купальники, а есть бикини. Представьте: остатки поступающих, человек 25, заходят, все в спортивных купальниках, а Тамара Адамова – в бикини. Причем грудь у меня никогда не была маленькой. Мы двигались под музыку, приемная комиссия проверяла нашу пластику. Вдруг заиграл галоп а-ля «Полька», и я неслась в этом купальнике с большой грудью – настоящий «спасатель Малибу». В комиссии тогда были взрослые дяденьки, им показалось это очень забавным.

- Вас вообще сразу там отметили? Или ко всем относились одинаково?

- Мы ведь, грубо говоря, для преподавателей как пушечное мясо. Мы - пластилин, а они лепят свою Галатею. Индивидуальность, как правило, проявляется на занятиях, а уже на самом экзамене проверяют, что ты есть. Поэтому поначалу мы все были одинаковы.

У нас был цирк и животный мир на первом курсе, поэтому я показывала попугая, причем самца ( смеется - прим. ред. ). Самкой была моя одногруппница. Мы схитрили, ведь попугай – это хоть какая-то возможность говорить, а этого делать было нельзя. Забавный этюд получился, после него меня заметил педагог с режиссуры. К тому моменту там учился второй курс Национального молодежного театра, с этими ребятами я очень хорошо сдружилась.

Был у меня период, когда я не хотела заниматься театром кукол, я просто его не понимала. Я, может, себя оправдываю, но многое зависит от педагогов, надо же зажечь студента. И я начала бегать на сторону к режиссерам, просила их «Возьмите меня к себе в работу». Они ставили отрывки, маленькие рассказы по Чехову, и я допросилась. Это был рассказ «Злой мальчик» - вторая попытка сделать мужской образ. Но здесь режиссеру сказали: «Зачем ты берешь девочку, похожую на мальчика, когда можно взять мальчика?». Меня это сильно задело, а потом было решено: пусть это будет злая девочка. У меня к тому времени отросли волосы, мы приделывали косички на проволоке, как у Пеппи… По сюжету я курила и шантажировала свою сестру за то, что видела ее с любовником. Я курила не просто так – оглядывалась, доставала сигарету из носка, из лифчика, из косички, она у меня ломалась, я все время шарахалась каждого звука, пряталась. Это был такой клоунадный этюд на пять минут. Этот отрывок стал одним из лучших, он выстрелил. Вообще театр как живой организм – ты можешь к нему готовиться, процесс может быть интересным, а результат - не получиться. Но тут все срослось. 

Ишимбайские колготки и немного травести

- А как вы отошли от театра кукол совсем и стали драматической актрисой?

- Там все само собой получилось. Дальше я стала работать у режиссеров. На 4 курсе мы вышли на преддипломный спектакль. Тогда был бум «Похороните меня за плинтусом» по Павлу Санаеву, его ставила режиссер Инна Швецова. К нам ходило очень много народу – академия не помнит такого аншлага. «Плинтус» был выстроен на одногруппницу Швецовой Катю, которая играла роль бабушки. На роль Саши Савельева пригласили моего одногруппника Марата Хамидуллина – ветер в голове, он очень талантливый, стихийный, его постоянно куда-то несет. И вот на репетицию он не пришел – его в то время опять куда-то несло. А тут я в коридоре. Катя говорит: «А пусть пока Тамара сыграет». Режиссер удивлялась: «Она же длинная, высокая, у нее же грудь». Я ответила «Щас» - натянула ишимбайские колготки, какую-то толстовку, чтобы все скрыть, и пошла. Весь этюд я проходила на коленках, ведь Катя была меня ниже. Так я стала Сашей Савельевым.

В 2008-м мне поступило предложение поработать в Русдраме, я согласилась. Это был спектакль «Русское варенье» Улицкой. Режиссером был Михаил Исаакович Рабинович, человек, который, собственно, и дал мне выйти с дебютом на большую сцену. Вообще Улицкая сделала такую «чеховщину», где переплетались несколько пьес писателя, а в основе лежали «Три сестры». У меня была роль Лизы Дворянкиной, младшей, которая зарабатывала сексом по телефону. Это была хорошая современная драматургия. 


За время работы в Русдраме у меня вот только «Русское варенье» и было, ну еще мелкие роли. Просто появилась возможность не останавливаться, ведь актерское мастерство – это не велосипед, тут нужно постоянно тренироваться, должен быть движ, нужно «качать». Я продолжала играть и работать со студентами…

Ушла я из-за серьезного конфликта. После закрытия сезона, когда нужно решать, что делать дальше, мне сказали: «Ну, ты же понимаешь, актер – это, прежде всего, характер. Иногда его нужно засунуть в одно место». А я ответила: «Я не могу сидеть и ждать». Тогда мне заявили: «У нас в театре звезд нет». «Ну что ж, очень жаль. Значит, я ухожу», - такова была моя позиция. Но при этом мы расстались полюбовно, я очень благодарна Михаилу Исааковичу. Вообще я его очень люблю. И он сказал, что будет за мной наблюдать. И вот наблюдает.



Перспектива не сломаться

- В 2010 году вы оказались в альтернативном театре «Перспектива» (прекратил существование с 2013 года – прим.ред.) . Чем он отличался от The Театра? Работа в «Перспективе» была какой-то особенной?

- Там был такой же принцип, как и у нас сейчас, – худрук нанимал режиссера, тот приезжал, прослушивал имеющихся актеров и ставил спектакль. В «Перспективе» были достаточно серьезные финансовые вливания, но не хватало, наверное, организационных моментов. Все-таки там была и семья, которая требовала внимания, и театру тоже нужно время.

Как-то со мной связалась организатор Анна Бурмистрова и предложила прослушаться у литовского режиссера Линаса Зайкаускаса (спектакль Protection: Спаси меня – прим.ред.). «У тебя будут две роли, как раз нужен твой темперамент». Его очень сильно удивляло то, что я могу совмещать образ Лолиты и Мегеры. Мы начали работать. Я недосыпала, недоедала, стала совсем прозрачной. Но Линас научил меня действовать словом. Весь спектакль был построен на ритме текста, это была техника вербати. Во время работы доходило до самой жести: меня били, унижали, орали на меня за то, что нет речевой техники, но я все понимала. Так работает режиссер, он так вытаскивает из актрисы зерно и характер. Сейчас я все больше начала это понимать. В актрисе должен быть характер. Если ты сломаешься, значит, ты не актриса.

- Но актриса это же, прежде всего, человек, который, как и любой другой, может сломаться. А что делать, если чувствуешь, что вот, еще чуть-чуть, и надломишься?

- Нужно поспать. Кстати, после работы Зайкаускас назвал меня вампиршей, а я легла в больницу. У нас должен был случиться второй спектакль, мне звонила Аня и говорила, что стресс - это нормально, главное – сыграть. На кону были хорошие деньги. Но я решила: «Нет, я не могу выйти из больницы, не буду играть». И спектакля не случилось. А потом «Перспектива» не случилась вообще.



#Актрисаогонь и репетиция по любви

- Сейчас вы работаете в The Театре, руководителем которого является Алсу Галина. Бывают ли у вас с ней какие-нибудь разногласия?

- Алсу Галина – это друг, который проверен временем. Конфликты постоянно бывают, это нормальное дело в работе режиссера и актрисы. У каждого из нас есть характер. Но мы настолько уже сроднились, что после работы никаких обид нет. В споре рождается истина, и мы приходим к взаимопониманию. А вообще мы репетируем в любви.

- Театр возник в 2013-м году, и вы начинали вчетвером…

- Нет, все было иначе. Когда Алсу выпускалась, я хотела уезжать из города с ее одногруппником Русланом Абраровым (режиссером рок-баллады «Бежать» - прим.ред.). Я понимала, что здесь нет свежего глотка, как актриса я не расту, мне нужно искать свой театр. Мы выбирали, куда поехать. И тут Алсу мне заявляет: «А если я создам свой театр, ты не уедешь?». Я махнула своей барской рукой и сказала: «Конечно, давай!». Представляете, ее услышал космос, они собрались своей группой режиссеров, написали названия и кинули в шапку, а затем вытащили одну бумажку. На ней было написано «The Театр». Так мы и появились 13 сентября 2013 года. И в этом году нам будет уже пять лет.

- А вы когда-нибудь подсчитывали, как увеличились зрители The Театра за это время?

- Конечно, не точно, но примерно знаем. Площадка в Гостинке вмещает 80 человек, на других – до 500. Мы «качаем», при том, что существуем на самоокупаемости, у нас нет спонсоров. У нас постоянная работа в соцсетях, мы задействовали всё. Но я была бы рада, если бы у меня не было Instagram. Однако я там постоянно работаю.

- Кстати, об Instagram. #актрисагонь – это откуда?

- Модное слово. Это такой стиль жизни. Меня вообще называли «стихийная женщина», это так и есть. #Актрисаогонь меня бодрит, и это то, что не дает мне расслабиться.

- Площадка, которая находится на Гостином дворе, - можно сказать, что она ваша?

- Да, это наш дом. Если он станет шире и будет возможность посадить 280 зрителей, а не 80, как сейчас, то мы будем счастливы, - это наша цель сейчас.

- Сейчас у театра есть какие-то препятствия на пути к этой цели?

- Все препятствия в нашей голове, просто нужно любить свое дело и честно ему служить.

- Игра в The Театре – это ваше основное место работы, или вы где-то еще трудитесь?

- Естественно, все еще чем-то занимаются. Есть какие-то подработки, которые у всех есть. Но это мое основное место работы. И вообще, я не отношусь к театру, как к работе. Это мой ребенок, наш ребенок. У него есть мы, мамы и папы. Как ему можно не уделить время? Он первичнее, все остальное вторично. Ему уделяешь лучшее время, отдаешь лучшие ресурсы и всю свою энергию, позитивную и негативную. И кайфуешь от этого.

- Помогает ли театр открывать какие-то новые возможности в себе? Вот играешь в спектакле и понимаешь: «Я не знала, что я такая».

- Конечно, это постоянно! По-сто-ян-но! Любую роль мою возьми, какие-то качества переходят в жизнь. Когда репетируешь спектакль, то начинаешь потом разговаривать этим текстом в жизни. Например, мне сложно убрать всю свою безбашенность и показать проникновенную, домашнюю, легкую такую девушку, которая ищет любовь… Невозможно сыграть любовь, это нужно испытывать здесь и сейчас. Есть еще такая штука, как актерские штампы. Ты к чему-то привыкаешь. Постоянное переключение на партнеров – это очень сложно. Если бы я была артистом рэп-культуры, я бы была одна. Но в театре нужно работать с партнером, а их много. Особенно в спектакле «Пьяное». Это новая привычка для меня, и я надеюсь, что я с ней справлюсь.

- Один казанский журналист как-то написал, что, поскольку вы по знаку зодиака Близнецы, то вам свойственен страх потерять талант…

- Да, есть такое. Но 90% успеха актера - это работа и характер, труд до пота, до изнеможения. Здесь только 10% таланта. А еще 100% везения, что тебя увидят. Та же Майя Плисецкая – это характер, она работала до крови. И никто ее не смог сдвинуть. Она до сих пор лучшая. А что талант? Вагоны харизматичных и талантливых. Нельзя сидеть ровно на одном месте. Если ты не будешь ничего делать, тебя забудут на следующий день.

- А ваша формула успеха тогда из чего состоит? Из труда?

- Да, ты просто делаешь свое дело и ни о чем больше не думаешь.

- Но в актерском деле важна реакция зрителя.

- Очень. Ты смотришь зрителям прямо в глаза, но нужно уметь абстрагироваться и не вестись на него. Не всегда у меня это получается. Есть ведь понятие «актриса» и «артист». Это разные вещи. Я ведь не одна на сцене, вот в чем прикол.

- На Афише.ру увидела вашу биографию, там вы указаны как режиссер спектакля «Красная чашка». Почему он не ставится сейчас?

- Его нигде нет, это была моя первая режиссерская попытка, которая не удалась. Это на «понюхать», «размять». Я к ней остыла и бросила. Не режиссерский у меня характер. Он ведь подразумевает организованность себя и умение организовать других, чтобы они смотрели тебе в рот. Надо быть и Богом, и Деспотом, с кнутом и пряником. Но еще не вечер.

- Знаете, Тамара, у меня такое ощущение, что единственному независимому театру в Башкирии уделяется очень мало внимания. И, наверное, даже сложилось мнение, что в нашей республике культура какая-то тухлая. Как будто ничего нового нет.

- Так и есть… Но к нам, тьфу-тьфу-тьфу, сейчас много взрослых начали приходить. Тут не угадаешь, тут и рацио, и интуиция – по наитию больше. Мы очень долго так работали и только сейчас выходим на рацио. К нам хорошее внимание со стороны ТВ, просто его никто не смотрит - у нас вся аудитория в интернете. Театр по сути своей не должен кого-то чему-то учить, что-то объяснять. Театр должен открывать в тебе что-то новое и менять тебя. Если ты на пять минут поменялся – это настоящий театр. Мой театр – это когда ты сидишь в кресле, и тебе хочется заорать, плюнуть, выбежать и сказать «Что это такое было?!». Если такого нет – то это театр на букву Г.

- Опишите смысл театра одной фразой

- Как сказал Олег Табаков, «театр - дело веселенькое».

- Если бы не The Театр, какой бы вы были сейчас?

- Я не задумывалась. Я была бы, безусловно. Может быть, артистом. Может, нашла бы себя в музыке, в стендапе, в пиаре, маркетинге. Залезать людям в головы – это прикольно. Но я актриса, и у меня есть характер. 


Узнать о ближайших спектаклях можно в группе театра Вк:  Проект The Театр .

 
По теме
Спектакль «Индийская легенда» (по мотивам древнеиндийского эпоса «Рамаяна»)был впервые поставлен на сцене театра кукол 31 год назад главным режиссером театра Павлом Мельниченко.
25 марта  2024 В промежутке времени с 11:00 до 18:00 на 3-4 часа будет произведено отключение электроэнергии по адресу: н.п.
22 марта  2024 В промежутке времени с 10:00 до 18:00 на 3-4 часа будет произведено отключение электроэнергии по адресу: н.п.
В промежутке времени с 10:00 до 17:00 на 3-4 часа будет произведено отключение электроэнергии по адресу: ул.
Совет по качеству - ГБУЗ РБ ГКБ №13 28 марта в ГБУЗ РБ ГКБ № 13 г. Уфа состоялся 34 Совет по качеству.  Понятие «качество» многогранно.
ГБУЗ РБ ГКБ №13
Конкурс чтецов выявил много одарённых студентов-медиков, влюблённых в поэзию. - Красное Знамя 21 марта в Нефтекамской городской больнице совместно с будущими коллегами из Нефтекамского филиала Бирского медико-фармацевтического колледжа прошёл праздник, посвящённый Всемирному дню поэзии.
Красное Знамя
ПОЗДРАВЛЯЕМ! С Юбилеем!!! - РКИБ Сегодня у нас аж целых два юбилея - у заведующего инфекционным отделением №2, врача-инфекциониста Розы Зуфаровны Гумеровой и Алёны Наиповны Бургановой – врача-инфекциониста, к.м.н., доцент кафедры инфекционных болезней БГМУ.
РКИБ
"Учитель года Башкортостана" 2024 года! - Отдел образования 28 марта в концертном зале "Башкортостан" состоялись церемония закрытия и завершение Республиканских конкурсов: "Молодой учитель года", "Учитель татарского языка и литературы",
Отдел образования
Мелким бесом «Чичиков» внедрился в НМТ… - Вечерняя Уфа В Национальном Молодежном театре РБ имени Мустая Карима 5 апреля пройдет премьера спектакля «Брат Чичиков», в основу которого положено знаменитое произведение Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»,
Вечерняя Уфа